И даже усыплять. Как в Алтайском крае планируют решать проблему бродячих собак

Собаки
СобакиФото: pexels.com

Муниципалитеты Алтайского края заявили, что не могут исполнять полномочия по отлову и содержанию бродячих собак. Отсутствие достаточного количества приютов, нехватка финансирования и оторванные от реальности требования к работе подрядчиков привели к тому, что «гуманный закон» по обращению с бездомными животными так и не заработал, а лишь увеличил поголовье злых и голодных собак. Ситуация накалилась настолько, что депутаты и главы районов потребовали кардинально пересмотреть закон и выступили «за» усыпление животных и ужесточение ответственности нерадивых хозяев. Почему так произошло, как власти планируют решать проблему и что об этом думают на местах – в материале «Политсибру».

Злая собака

Из области фантастики. Почему в Алтайском крае так и не заработал гуманный закон по отлову бродячих собак

Аналитика

Заложники ситуации

Трагедия в Забайкалье, где собаки насмерть загрызли ребенка, может повториться и в любом селе Алтайского края, заявила на январской сессии АКЗС депутат Госдумы Мария Прусакова. Ведь муниципалитеты, которых федеральный закон обязывает заниматься отловом и содержанием бездомных животных, фактически не имеют ни финансовых, ни юридических возможностей, чтобы хоть как-то попытаться решить эту проблему.

Ведь для этого местные власти должны найти специальную организацию. Да такую, чтобы могла отлавливать четвероногих гуманным методом, снимая происходящее на камеру, имела специальный автомобиль для транспортировки и место для содержания животных (с соответствующей площадью и температурным режимом).

Для районов эта задача не из легких (а для кого-то и вовсе невозможная). В крае не так много специалистов, которые могут взяться за такую работу. А приютов и вовсе пять на весь регион, и то все частные.

«Необходим приют, и транспортировка животного должна быть не более трех часов. А ближайшие приюты находятся в Заринске и Барнауле. Они отказываются отлавливать бродячих собак у нас в районе. В декабре мы проводили аукцион (по поиску подрядчика – прим.ред.), но никто не вышел», – рассказал глава Залесовского района Александр Пластеев.

Причина – крайне скромные суммы, которые дают на эту работу. Ежегодно из краевого бюджета на это выделяют 16 млн рублей (на 2022-й изначально запланировали 16,6 млн рублей). И каждому муниципалитету перепадает разная сумма: кому-то 300 тысяч, кому-то 130 тысяч рублей. А некоторые районы и вовсе получают на год 20-30 тысяч. Этой суммы, по словам главы Рубцовского района Петра Афанасьева, может хватить на отлов и содержание трех-четырех собак.

«Какой предприниматель поедет в район заключать договор на 30 тысяч рублей? Он только 5 тысяч на бензин потратит. И вся эта процедура для него не выгодна и не востребована. И если треть районов занимаются отловом, то остальные эти деньги не используют», – сетует Афанасьев.

Денежный вопрос

Краевые депутаты признают: выделяемых районам средств не хватает для выполнения полномочий по отлову и содержанию бездомных животных. И выступили с предложением к региональному правительству увеличить финансирование в два раза – до 32 млн рублей (инициатива находится на рассмотрении министерства финансов).

Председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии в АКЗС Сергей Серов уверен, что это позволит привлечь предпринимателей выходить на участие в тендерах. Также на уровне региона хотят принять решение о перераспределение неосвоенных средств: если муниципалитет вернул деньги в казну, то их направят в район, который справляется с поставленной задачей.

Однако увеличение финансирования ничего не изменит, если не пересчитать тарифы на отлов и содержание одного животного, считает руководитель барнаульского приюта «Ласка» Софья Куликова. В настоящее время эти расценки крайне занижены. К примеру, на отлов собаки отводится 716 рублей, а на стерилизацию 1129 рублей.

«Если обратитесь в любую ветклинику и спросите, сколько будет стоить эта процедура для собаки весом 20 кг, то вам скажут – 6-7 тысяч рублей. А выделяется на стерилизацию гораздо меньше. Поэтому здесь вопрос не только в увеличении финансирования, хотя этого бы тоже хотелось, но в первую очередь в пересчете тарифов. Иначе не найдется подрядчиков в эту сферу», – считает Куликова.

По ее словам, в других регионах в среднем на одну собаку выделяется от 12 до 16 тысяч рублей.

Не исключено, что в Алтайском крае эти тарифы наконец-то пересмотрят. На прошедшем в региональном парламенте совещании 19 января, где было принято решение увеличить финансирование, обсуждался и вопрос индексации затрат на содержание одного животного. Правда, насколько изменится размер тарифа, пока непонятно. Этот вопрос «Политсибру» направил в краевое управление по ветеринарии. На момент публикации ответ на запрос пока не получен.

Однако в муниципалитетах без оптимизма смотрят на решение дать больше денег на обращение с животными. Ведь в идеале суммы должны быть увеличены в несколько раз. Депутат АКЗС Павел Митрофанов привел в пример ситуацию по Локтевскому району. Там в 2021 году на 129 тысяч рублей отловили и стерилизовали 17 безнадзорных животных. А в 2022 году на эти цели заложены 59 тысяч рублей. И их хватит на стерилизацию 7-8 собак, так как на одну особь уходит 7,5 тысячи рублей. А по подсчетам местных властей в муниципалитете водится более 130 бездомных четвероногих (а по краю таких более 14 тысяч).

«Если из них 60 – самки, которые могут дважды за год принести потомство, то умножаем на десять и получится 600 щенков. Умножим это количество на 7,5 тысячи рублей. И выходит, что только нашему району надо 4,5 млн бюджетных денег. Встает вопрос – что делать? Ведь деньги налогоплательщиков в размере 3-5 млн рублей в год на один район – большая роскошь и преступность. А меры, прописанные федеральным законом, не могут защитить граждан от бед», – заключил Митрофанов.

Нужна эвтаназия

Петр Афанасьев и вовсе заключил, что этот закон антинародный. Собак на улицах меньше не становится: после стерилизации они возвращаются в ту же среду обитания, сбиваются в стаи и представляют угрозу как людям, так и животным. Буквально перед началом зимы у них в районе собаки погубили несколько коз и домашней птицы. И вообще по краю участились случаи нападения четвероногих на людей.

«Этот закон подставляет под уголовную ответственность руководителей муниципальных образований, которые ничего не могут сделать в этой ситуации. Что сегодня происходит? Мы поймали собачку, пролечили, накормили и отпустили на волю. Через какое-то время она укусила человека, и ответственность ложится на главу. Что может быть абсурднее? Надо в корне менять закон», – считает Петр Афанасьев.

Ряд депутатов и глав районов заявили о необходимости применять эвтаназию для агрессивных животных. И прокуратура Алтайского края предложила краевым депутатам выйти с законодательной инициативой в Госдуму по отмене нормы возврата собак в прежнюю среду обитания, рассказал спикер АКЗС Александр Романенко.

Сергей Серов подчеркнул, что региональный парламент уже начал разработку инициативы, которая допускает умерщвление гуманными методами безнадзорных собак, которые проявляют длительную немотивированную агрессию.

По словам Афанасьева, «за» умерщвление животных выступает большинство населения. Он тоже считает, что надо уничтожить те стаи, которые представляют опасность для людей.

А вот Софья Куликова считает, что убийство животных ничего не решит. К тому же, какую собаку отнести к агрессивной? В законе прописано, что в среду обитания отпускаются особи, которые не проявляют немотивированную агрессию. Таких за год в их приюте появилось только две, и их на волю не выпускают. А все остальные собаки проявляют агрессию не без причины: к примеру, когда кипят гормоны или приходится охранять еду.

С небес не падают

По мнению Куликовой, решить проблему бездомных собак в Алтайском крае может только контроль хозяев и введение наказания за выкидывание животного на улицу.

«Пока не начнут наводить порядок среди жителей, ничего не изменится. Даже если сейчас взять и убить всех бездомных собак, то через полгода будет то же самое. Потому что они не с небес падают. Все бездомные собаки – последствия безответственного обращения с хозяйскими. Проблему нужно решать исходя из ее причины, а не следствия. А причины появления бездомного животного на улице только две – либо его выкинули, либо это те щенята, которые родились от выкинутых на улицу собак», – говорит Софья Куликова.

Она считает, что вопрос регистрации и контроль животных крайне важен и необходим. И Серов отметил, что депутаты уже направили в Госдуму поправку по чипированию и учету домашних животных в закон о ветеринарии. Тогда будет проще привлекать к ответственности нерадивых хозяев за выброшенного питомца. Ведь в настоящее время максимум, что им могут сделать – пригрозить пальцем. Ведь никаких штрафов для «виновников» бед от бродячих животных нет. А люди продолжают отпускать с поводка своих четвероногих.

К тому же, в некоторых странах решили проблему без убийства животных. Для этого там, рассказывает Софья Куликова, ввели массовую стерилизацию всех бездомных четвероногих и большей части хозяйских, контроль и учет питомцев и заставили платить налоги тех, кто животных не стерилизует. Если пойти по такому пути, то через пять лет проблема агрессивных бродячих животных сойдет на нет.

P.S.

Помимо прочего в регионе нужно строить государственные приюты, говорят главы муниципалитетов. И краевые депутаты предложили своим думским коллегам инициировать выделение средств из федерального бюджета на строительство этих объектов. Сейчас предприниматель или район потянуть это без поддержки не может – возведение такого объекта по разным оценкам может вылиться в 16-25 млн рублей. Не говоря уже о его содержании.

И вообще главы районов продолжают настаивать на том, что полномочия по отлову и содержанию животных следует снять с муниципалитетов и вернуть на региональный уровень. Также они предлагают создать дорожную карту по решению проблемы и вести в этом вопросе системную работу.

Собака. Холод

Педофилы и собаки. Несколько алтайских депутатов выступили за усыпление бродячих животных

Новости

Идею высказали единоросс из АКЗС Сергей Серов и коммунистка из Госдумы Мария Прусакова

1012


Комментарии (9)

1000

Ольга

Соглашусь с Софьей. Депутаты думают, если всех усыпить, то проблема исчезнет? Не исчезнет, если не контролировать разведение, если ответственность за самовыгул и выкидывание на улицу не ввести, причем реальную ответственность, ситуация вернется. Посмотрите сайты бездомышей, там куча потеряшек, причем потерянных реально, которых ищут хозяева, процентов 15-20, остальные просто оставленные (кто-то наигрался, кто-то со старенькими возится не хочет, у кого-то мебель погрызла). Приюты должны быть обязательно, чипирование тоже, да и ценообразование на рынке ветуслуг тоже желательно контролировать, а то ценники порой заоблачные.

Да будет ср.чч с зоозащитниками
Ольга, В тексте подана только часть ситуации. Про контроль выгула и ответственность депутаты тоже пытаются продавить инициативу про чипирование и штрафы. Чипы всем хозяйским животным. Потом ловишь бродячую собаку, помещаешь в приют, считываешь чип и выписываешь штраф хозяину. ГД пока в проекте закона странно прописывает чипировать только бродячих. Какой в этом смысл - хз. В ГД еще жирная команда, которая кормится там за счет зоозащитников
Ответить
Архип
Ольга, какие разведение и цены вы собрались контролировать? Речь идет о бродячих собаках. Найдите хоть одну норму закона которая разрешает владельцу собаки гулять с ней без поводка и намордника , отпускать ее с поводка вне специально отведенных и оборудованных мест. Вы бредите . Собак которые бродят на территории поселений быть вообще не должно. Отловили , вывезли за пределы поселения, разместили фото на сайте, не нашелся хозяин, собаку усыпили. Завязывайте с ненормальными фантазиями про гуляния собак в поселениях без поводков и намордников.
Ответить
Ольга
Да будет ср.чч с зоозащитниками, чипировать только бродячих бессмысленно. Что у них по чипу приют определят, который отловил и стерилизовал? Чипы и хозяйским нужны, на случай потери найти можно быстрее. Или, если выкинули, найти и к ответственности привлечь. Нюансов, конечно, много. Думаю, пропишут такую пилюлю всем, только бродячих за счет бюджета, а хозяйских, естественно, за счет кармана)
Ответить
Ольга
Архип, разведение, которое не несет породной ценности. Мы имеем бооольшую прибавку к численности бездомных собак и кошек именно от хозяйских кошек и собак — через безответственное «пристройство в добрые руки», через перекупщиков и сайты, а еще через выбрасывание подросших котят и щенков. Разведенцы же ни одну течку у животных не пропускают. Что не продадут на авито, потом в коробках у трассы оказывается. Про гуляние без поводков и намордников я ничего не писала, не должно быть брошенных животных, все должны быть хозяйскими) И не питайте иллюзий, что усыпление решит проблемы. Это все фантазии
Ответить
Гость
Ольга, раньше решало,отлавливали и даже стреляли по окраинам. и собаки так не плодились ни в городах ни в деревнях. И сейчас в мире решает..Везде при отлове выжидают какое то время: от 3 недель до месяца и если не нашёлся хозяин то усыпляют. Не питайте иллюзий что это не так
Ответить
Светлана

Депутаты, так называемые "представители народа" наконец то поняли как нужно решать проблемы. Быстренько без особых диспутов приняли законы о местном самоуправлении, который как раз это самое управление уничтожает и до кучи закон об эвтаназии собак, вот так и всем хорошо и голова не болит. Так вот стишок в тему Были и лето и осень дождливы; Были потоплены пажити, нивы; Хлеб на полях не созрел и пропал; Сделался голод; народ умирал. Но у епископа милостью неба Полны амбары огромные хлеба; Жито сберег прошлогоднее он: Был осторожен епископ Гаттон. Рвутся толпой и голодный и нищий В двери епископа, требуя пищи; Скуп и жесток был епископ Гаттон: Общей бедою не тронулся он. Слушать их вопли ему надоело; Вот он решился на страшное дело: Бедных из ближних и дальних сторон, Слышно, скликает епископ Гаттон. «Дожили мы до нежданного чуда: Вынул епископ добро из-под спуда; Бедных к себе на пирушку зовет», — Так говорил изумленный народ.

Светлана

«Дожили мы до нежданного чуда: Вынул епископ добро из-под спуда; Бедных к себе на пирушку зовет», — Так говорил изумленный народ. К сроку собралися званые гости, Бледные, чахлые, кожа да кости; Старый, огромный сарай отворён: В нем угостит их епископ Гаттон. Вот уж столпились под кровлей сарая Все пришлецы из окружного края... Как же их принял епископ Гаттон? Был им сарай и с гостями сожжен.

Светлана

Глядя епископ на пепел пожарный Думает: «Будут мне все благодарны; Разом избавил я шуткой моей Край наш голодный от жадных мышей». В замок епископ к себе возвратился, Ужинать сел, пировал, веселился, Спал, как невинный, и снов не видал... Правда! но боле с тех пор он не спал. Утром он входит в покой, где висели Предков портреты, и видит, что съели Мыши его живописный портрет, Так, что холстины и признака нет. Он обомлел; он от страха чуть дышит... Вдруг он чудесную ведомость слышит: «Наша округа мышами полна, В житницах съеден весь хлеб до зерна». Вот и другое в ушах загремело: «Бог на тебя за вчерашнее дело! Крепкий твой замок, епископ Гаттон, Мыши со всех осаждают сторон». Ход был до Рейна от замка подземный; В страхе епископ дорогою темной К берегу выйти из замка спешит: «В Реинской башне спасусь» (говорит). Башня из реинских вод подымалась; Издали острым утесом казалась, Грозно из пены торчащим, она; Стены кругом ограждала волна.