Идея на триллион: как алтайские школы будут переводить на работу в одну смену?

Идея на триллион: как алтайские школы будут переводить на работу в одну смену?
Идея на триллион: как алтайские школы будут переводить на работу в одну смену?

В декабре 2014 года Владимир Путин поставил перед регионами задачу – уже через 10 лет все школы страны должны будут перейти на односменный режим работы. В том, как планируют реализовать этот план в Алтайском крае, а также, сколько денег нужно потратить, чтобы решить такую задачу, разобрался «ПОЛИТСИБРУ».

В соответствии с федеральной программой «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» к 2025 году в школах ликвидируют вторую смену, а в некоторых и третью. Дети будут учиться только с утра, а вторую половину дня смогут посвящать дополнительному образованию – кружкам и секциям, художественным и музыкальным школам.

Как пояснил руководитель профсоюза работников образования Алтайского края Юрий Абдулаев, цель данной программы заключается именно в том, чтобы обеспечить школьникам возможность, кроме общего образования, получать и дополнительное. «В школе должно быть место кружкам, секциям, группам продленного дня. Новые федеральные образовательные стандарты предполагают очень большой объем внеурочной деятельности», - отмечает Абдулаев. Также он считает, что создание «школ полного дня» - это прекрасная идея, вопрос вызывает только ее реализация, а прежде всего – финансовая сторона.

Денежные вопросы

По предварительным оценкам, на реализацию такой программы в течение последующих 10 лет потребуется почти 3 трлн рублей, из них около 2 трлн может потребоваться из федерального бюджета, заявлял Дмитрий Медведев. Финансирование в регионы начнет поступать с 2016 года, а сумму федеральных субсидий будут рассчитывать, исходя из потребностей каждого региона.

Специфику Алтайского края Юрий Абдулаев видит, в первую очередь, в большом количестве сельских школ, которые вовсе не требуют расширения. «Я точно знаю, что главное управление образования и молодежной политики уже сегодня дает свои предложения по реализации данной программы в Министерство, исходя из специфики нашего региона. А именно, в крае есть школы, в которых не увеличится количество детей, и они уже сегодня работают в одну смену. Расширять пространство этих школ экономически нецелесообразно», - считает Абдулаев. По его словам, именно финансирование станет главной проблемой при реализации этой программы. «Алтайский край считается в стране краем новых школ, потому что столько, сколько построено в Алтайском крае, не построено ни в одном субъекте Российской Федерации. В крае наработан опыт работы с подрядными организациями, проектировщиками, так что главная задача – это решить вопрос финансирования. При его достаточном уровне, программа в крае будет с успехом реализована», - подчеркнул Юрий Абдулаев.

Сколько нужно новых мест?

Более 6,5 млн мест в общеобразовательных организациях по всей стране должно быть создано к 2025 году, отмечал Медведев. Всего, согласно плану федеральной программы, в стране уже запланировано введение 812 тысяч дополнительных мест в школах регионов.

В Алтайском крае, чтобы завершить переход на односменное обучение, требуется создать 50 тысяч дополнительных мест - такую цифру называют в краевом управлении образования и молодежной политики. Не менее 18 новых школ планируется построить в Барнауле, Новоалтайске, Рубцовске, Заринске, Бийске, а также в районах края.

По данным Росстата, в 2014 - 2015 учебном году в России 22,9% школ работают в две и три смены, около 2 млн детей (примерно 13,2 %), кроме Санкт-Петербурга, обучаются в две и три смены.

С 1 сентября на территории Алтайского края в 2015 - 2016 учебном году организовано обучение в одну смену в 76,6% школ, а в две смены работают 23,4% школ. В 24 муниципалитетах все школьники обучаются только в первую смену, еще в 13 муниципалитетах в текущем учебном году в одной или двух школах во вторую смену учатся до 100 школьников – это школы районных центров.

Потребность в новых местах наиболее актуальна для городов и крупных сельских муниципалитетов края. Так, в Барнауле работают в две смены 87% школ, в Бийске - 92% школ, в Камне-на-Оби - 86%, в Рубцовске - 84%.

К 2018 году в России должна быть ликвидирована 3 смена. Как сообщили в краевом управлении образования и моложеной политики, в школах нашего региона третьей смены нет.

Планы по реализации

Проект программы содействия созданию в субъектах России новых мест в общеобразовательных организациях включает в себя два этапа. Первый — с 2015 до 2020 года. За этот период планируется к 2018 году полностью ликвидировать третью смену в школах, а к 2021 году начальная школа (1-4 классы) и 10-11 классы должны будут перейти на обучение в одну смену. Во второй период, к 2025 году, на односменный режим переведут учащихся 5-9 классов, а также всех обучающиеся в школах с износом более 50% - они переедут в новые здания. 3 декабря в послании Совету Федерации Владимир Путин потребовал выделить до 50 млрд рублей на ремонт школ страны.

Для поэтапного перехода к организации обучения в одну смену Министерство образования и науки провело оценку текущей потребности введения новых мест в региональных школах. При оценке учитывали данные прогнозов демографической ситуации, загруженности школ и фактического состояния зданий. Исследование показало, что инфраструктура части школ не соответствует новым требованиям. Некоторые здания находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В ведомстве отмечают, что есть здания, спроектированные и построенные в середине прошлого века, и они не отвечают современным требованиям качества. Кроме того, согласно демографическим прогнозам до 2025 года численность обучающихся возрастет на 3,5 млн человек. В Алтайском крае прирост школьников начался в 2009 году: в 2008 году их было 52 тысячи, а к 2009 году стало уже 66 тысяч. Ежегодно количество учащихся возрастает в среднем на 4 тысячи человек, что обуславливает потребность в создании большого количества дополнительных мест в образовательных организациях.

Дополнительные места планируется создать не только за счет строительства новых школ, но и путем расширения уже существующих. Так, к школам могут пристроить дополнительные помещения, перепрофилировать свободные площади в учебные кабинеты. Например, школьным музеям, занимающим большую площадь, возможно, придется переехать и освободить место для нового класса. Об этом рассказал заместитель главы администрации города Александр Артемов. Кроме того, он напомнил, что во многих школах помещения сдают в аренду, отказ от чего также будет способствовать введению новых мест для учащихся. Артемов отметил, что директор каждой школы должен оценить, от чего он может «безболезненно» отказаться в пользу учебного процесса.

Что думают в школах?

«ПОЛИТСИБРУ» поинтересовался у директоров крупных барнаульских школ, как они оценивают перевод обучения в одну смену и в чем видят главные проблемы такой программы.

Директор гимназии №40 Александр Овсиевский положительно отозвался о переводе школ на односменный режим, однако к реализации программы отнесся скептически.

«Сама по себе идея хорошая. Ко мне всегда обращаются родители, которые хотели бы, чтобы их дети учились в первую смену, ведь у детей и музыкальные школы, и секции, и всевозможного рода кружки. Тем более, что вторая смена создает определенную проблему – после 16:00 на улице уже темно, только с фонарями можно ходить», - отметил плюсы односменного режима директор.

«Другой вопрос – как все это будет реализовываться. Когда у нас в стране начинается какая-то программа, то слишком часто это все заканчивается большими проблемами, сложностями и нерешенными в конечном итоге вопросами. Поэтому, что будет - трудно сказать, тем более, идея выдвинута как раз в то время, когда общая экономическая ситуация не очень располагает к решению таких вопросов. Хотя, с другой стороны, всегда так было. В 90-е годы одни школы в условиях кризисных явлений набирали свою мощность, другие – теряли по тем или иным причинам», - поделился Овсиевский.

Также он заметил, что вопрос распределения детей по свободным местам в городских школах будет совсем не просто решить. «На мой взгляд, если всех детей Барнаула разделить по всем учебных заведениям, которые есть в городе, то уже можно было бы решить этот вопрос, но дело в том, что люди, которые идут в определенную школу, где две смены, они не пойдут в другую школу со свободными площадями только потому, что там есть свободные классы», - предположил директор гимназии №40.

Директор гимназии №42 Генриетта Татарникова также положительно относится к односменному режиму. «Создание школы полного дня – это очень хорошая инициатива. Ребята могут учиться с утра, а после обеда заниматься дополнительным образованием, это прекрасная идея. Я считаю, что перевести нашу школу на работу в одну смену будет очень трудно. Только, если нам дадут еще одно здание, тогда, конечно, будем учиться только в первую смену. Школа рассчитана на 700 человек, а обучается на сегодняшний день 1,5 тысячи ребят, тут явно не обойтись без еще одной школы», - отмечает директор.



Комментарии (0)

1000