Площадь Свободы в Барнауле может вернуть себе звание соборной

Площадь Свободы в Барнауле может вернуть себе звание соборной
Площадь Свободы в Барнауле может вернуть себе звание соборной

В начале октября в Барнаул приезжал московский реставратор Алексей Денисов. С главой Алтайской митрополии Сергием он обсудил перспективы восстановления Петропавловского собора. Специалисты уверены, что под площадью Свободы скрываются каменные остатки фундамента храма. «ПОЛИТСИБРУ» попытался разобраться, насколько серьезны намерения ее возрождения, и так ли это необходимо современному Барнаулу.

От дерева к камню

Свое начало Петропавловский собор берет с деревянной церкви, строительство которой началось на нынешней площади Свободы в 1748 году на заводские средства. В 1751 ее освятили. Но уже спустя 15 лет понадобилось строительство нового каменного здания. В документах указано, что «церковь начала приходить в крайнее обветшание».

В 1771 году на средства Барнаульского сереброплавильного завода началось строительство каменной церкви. 3 февраля 1774 года здание освятили. Его воздвигли по проекту московского архитектора Дмитрия Макулова в стилистике барокко.

Внутреннее убранство храма было в позолоте. В инвентарной описи значилось 240 предметов культа и икон. Интересно, что колокола для собора отливали из медных конструкций «огненной машины» Ползунова.

При соборе было кладбище, на котором и похоронили изобретателя Ивана Ползунова, а также каменная часовня. Долгое время в храме не проводили ремонт, и в 1933 здание стало приходить в упадок. В 1935 году собор, как и тысячи других по всей стране, взорвали большевики.

О его восстановлении заговорили в прошлом году. Предлагалось создать на этом месте мемориальный комплекс. В июле во главе с митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием был совершен крестный ход на место, где находился собор, здесь совершили первую литургию.

Копия или «новодел»?

В вопросах возрождения культурных объектов многие специалисты очень ревностно относятся к степени достоверности: не будет ли обретший новую жизнь объект «новоделом»?

Старший преподаватель кафедры отечественной истории АлтГУ Данил Дегтярев занимается составлением топографической справки по Петропавловскому собору.

«При восстановлении собора придется перекопать и перекрыть всю площадь Свободы. Он был в северной части площади, где бюст Плотникова. Значительная его часть была на месте проезжей части, то есть будет перекрыт проспект Социалистический. В пятно застройки попадет и территория от памятника «Прощание» до улицы Пушкина. В длину здание было около 60 метров. В южной части площади было кладбище, там, где сейчас находится бюст Ползунова», - рассказал историк.

По его словам, в проект восстановления входит поиск и раскопки фундамента, а дальше возможно несколько сценариев развития событий.

«Архитектор Сергей Боженко предлагал раскопать и законсервировать фундамент. Православная же церковь хочет на том фундаменте по старым чертежам восстановить точную копию собора. Они хотят также сделать рядом мемориальное кладбище и каменную часовню. Часовня, кстати, была на месте проезжей части, примерно напротив магазина ритуальных товаров, который сейчас находится на улице Ползунова», - сказал Дегтярев.

Он подчеркнул, что самая большая проблема в том, что нет подлинных чертежей Петропавловского собора. Первоначальный же проект строительства был несколько изменен.

Краевед Вадим Бородаев, в свою очередь, сомневается, что оставшиеся руины могут лечь в основу современного собора.

«Любой специалист подтвердит, что на фундаменте XVIII века построить современное здание невозможно. Иные могут сказать лукаво, что если удастся сохранить фундамент, то мы его музеефицируем. Но любые «если» означают «не удастся». Тогда на месте кладки воздвигнут новый храм. Просто сейчас это решение никто не будет артикулировать. Скорее всего, будет множество «если», за которыми останется дырка от бублика», - считает краевед.

Он подчеркнул, что важно понимать каков юридический и исторический статус фундамента.

«Насколько мне известно, юридически у него сейчас нет никакого статуса. То есть, если какая-то коммунальная служба захочет провести, например, траншею через эти кирпичи, то она может спокойно подогнать экскаватор и все перекопать», - предположил Бородаев.

Однако историческая ценность фундамента неоспорима: это одно из старейших кирпичных строений Барнаула, остатки первого христианского собора в крае, да и просто старейшее культовое сооружение.

«Возникает следующий парадокс: кирпичная кладка собора точно есть, историко-культурная значимость ее несомненна, а государственной оценки, что это действительно объект культурного наследия, нет. В такой ситуации очень важна позиция епархии: рассматривает ли православная церковь остатки собора как ценное наследие или же она находится на стороне администрации, в списках которой такой памятник не значится», - подытожил краевед.

Позиция церкви

«ПОЛИТСИБРУ» обратился в Алтайскую митрополию в надежде, что там прольют свет на перспективы восстановления собора. Там сообщили, что архитектор Денисов выразил готовность участвовать в проекте.

«Его очень впечатлил вид на Барнаул с горы. По его мнению, в панораме города центральное организующее место может и должен занять собор. Для него этот проект очень интересен, в первую очередь, с творческой и градостроительной точки зрения», - пояснили в митрополии.

Отмечено, что в Барнауле возрождена старейшая община верующих Петропавловского собора, а значит, есть интерес в его восстановлении.

На самый же главный вопрос о дальнейшей судьбе остатков фундамента собора в Алтайской митрополии ответили пространно, что возможны несколько вариантов: сохранение, использование, музеефикация или демонтаж в случае полного руинирования. Мол, реальное состояние фундамента могут показать только археологические раскопки.

Кстати, ответ управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края также был довольно лаконичен: «Сведениями о принятии решения о реализации данного проекта управление не располагает». Добавлено лишь, что обязательные условия проведения строительных работ на площади Свободы - обеспечение сохранности объектов культурного наследия, таких как территория бывшего Заводского кладбища, бюст дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова и памятный знак в честь Ползунова И.И.

Запасные варианты

Несмотря на то, что воссоздание Петропавловского собора было бы весомым событием в культурной жизни целого региона, новым этапом в развитии туркластера города и, возможно, новым историческим витком в жизни верующих, эта идея скорее утопична.

Перспективы создания точной копии собора пока очень туманны, однако грустно осознавать, что где-то под толщею асфальта и земли скрыто такое сокровище.

«Если земля на площади действительно скрывает фрагменты разрушенного храма, то мы предлагаем провести археологические раскопки, раскрыть и законсервировать фундаменты, накрыть их стеклом и открыть доступ к ним горожан и гостей города. В непосредственной близости необходимо разместить информационные стенды или павильон, рассказывающие об истории места, обязательно установить макет храма. Такое решение не отменяет возможности восстановления храма в будущем», - предложили один из вариантов Дмитрий Индюков и Максим Максименко из архитектурного бюро «MDVA studio».

Новосибирский архитектор Дмитрий Поповский считает, что памятники, которые находятся на площади, не должны пострадать при строительстве собора, так как это может вызвать широкий протест общественности и горожан.

«На мой взгляд, необходимо в этом вопросе постараться избежать серьезных расколов в обществе, так как это оно и так сегодня достаточно расколото. Возможно, в качестве компромисса стоит подумать о строительстве часовни или установки памятного знака», - сказал архитектор.

Он добавляет, что вряд ли можно говорить об отрицательном влиянии собора на объекты культурного наследия, расположенные по периметру площади.

«Петропавловский собор был композиционным и смысловым центром площади, точнее не площади, а кладбища. Собор удачно располагался с точки зрения замыкания уличных перспектив, выступая в качестве высотной доминанты. Окружающая собор застройка, большей частью сохранившаяся, являлась средовой по отношению к храму», - отметил Поповский.

Историк Данил Дегтярев считает, что возрождение собора – скорее имиджевый проект. Времена и архитектурное окружение изменились. По его мнению, сейчас восстановление собора было бы попыткой «влить новое вино в старые мехи».

«Если до революции собор выступал в качестве архитектурной и высотной доминанты в центре Барнаула, то сейчас он может затеряться среди множества зданий в историческом центре. Взять хотя бы здание концертного зала «Сибирь» - яркий пример современной доминанты. Да и потребность в церквях в этой части города у нас закрыта: здесь есть и Покровский собор, и Знаменская церковь, и Никольский храм, и та же Иоанно-Предтеченская церковь», - заметил Дегтярев.

Архитекторы бюро «MDVA studio» тоже отметили, что жизнь идет своим чередом. Каждый новый культурный слой несет с собой новые смыслы, формирует в обществе новые традиции и ассоциации с данным местом. По их мнению, грубо вторгаться, а тем более разрушать более поздние, но не менее важные культурные слои, значит поступить варварски. Разумнее было бы создать единый ансамбль, где восстановленное старое и новое сосуществовали бы вместе.

В погоне за имиджем реставрация памятников культуры и их обновление стало модной тенденцией. Так мало осталось исконного, а жаль. Возможно, не самым худшим вариантом было бы оставить безмолвные камни собора под землей.

Дарина Белоусова.

Фото: vk.com/petrpavlsobor. 



Комментарии (0)

1000