Чистый воздух – острая и проблемная тема для Красноярска, одного из самых загрязненных городов мира. В безветренные дни в центре столицы региона концентрация, например, опаснейшего бензпирена до 90 (!) раз превышает норму. Режим «черного неба» и постоянная дымка – привычная глазу красноярцев картина. А потому модернизация производства здесь уже вполне обычное дело. Жителям Алтайского края сложно представить масштаб проблемы. У нас и заводов столько нет, и транспорта, и ТЭЦ, вроде бы не производит какое-то уж заметное количество выбросов. Но эко-волна уже добралась и до Алтая. Во всяком случае, по линии Сибирской генерирующей компании.
О том, что такое большая экологическая модернизация на большой теплогенерации алтайским журналистам (а также коллегам из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области) представители компании показали на примере Красноярской ТЭЦ-1.
У Красноярска есть несколько особенностей, которые и делают город столь грязным. О них журналистам рассказал заместитель генерального директора СГК – директор Красноярского филиала Александр Шлегель.
Во-первых, незамерзающий Енисей, который проходит через весь город. Лед здесь перестал образовываться после строительства в 60-хх годах Красноярской ГЭС (вода всегда одной температуры, летом она не успевает прогреться, зимой – застыть). Из-за этого в холодное время года над городом образуется пароводяное облако в 180-200 метров, которое не выпускает дым в атмосферу, «запирая» его в городе.
Вторая проблема – множество приземных источников выбросов. В Красноярске развита промышленность, более ста мелких котельных с невысокими трубами, очень много авто (более 500 тысяч единиц личного и общественного транспорта при населении в 1,1 млн человек) и частного сектора (более 15 тысяч домов) с печным отоплением.
И третья проблема – большая часть города находится в котловане.
Причем, по данным СГК, теплоэлектроцентрали в этой «грязевой палитре» занимают далеко не ведущее место. Все трубы всех ТЭЦ в Красноярске расположены по розе ветров, так что иногда большая часть дыма от них в город вообще не попадает.
И, тем не менее, в компании пару лет назад запустили большую программу экологический модернизации, чтобы свести свой вредный вклад до минимума.
Одним из главных «полигонов» стала как раз ТЭЦ-1, старейшая станция в городе. Чуть более года назад, в августе 2020-го там запустили новую дымовую трубу высотой 275 метров (это только над землей, а под землей еще 25 метров для устойчивости). Чтобы ее построить, пришлось снести три старые трубы. Но это решило сразу два вопроса.
По словам директора ТЭЦ-1 Сергея Бородулина, остается в приземном слое в основном только тот дым, что выпущен на высоте до 100 метров от земли. Остальное рассеивается выше и населенному пункту почти не вредит. Три демонтированные трубы были как раз на грани: две по 105 метров и одна на 120. Новая труба, повторимся, намного выше предшественниц. А вот четвертая, а 180-метровая, пока остается в работе.
Свободное место на территории централи сразу использовали под строительство новых электрофильтров. До 2024 года их здесь будет 14. Эта установка нужна для очистки выбросов от сжигания угля. КПД у них максимально высокий – 99% и даже больше. Они приходят на смену устаревшим батарейным циклонным уловителям, которые давали не более 95% очистки.
И это еще не все «обновки» – сейчас здесь монтируют два новых котла и две турбины. А еще на этой ТЭЦ используют низкозольный (не более 8%) Бородинский бурый уголь, а чем меньше золы, тем меньше и пыли.
И, наконец, еще одна современная эко-мера – система автоматического контроля выбросов. Сейчас она беспрерывно мониторит состав дыма, который уходит в трубу. Каждые 20 минут данные по взвешенным веществам, оксидам и диоксидам азота и углекислому газу передают в минприроды, а вскоре они появятся на официальном сайте СГК. Это, кстати, тоже новое требование законодательства.
После всех этих преображений станция будет оставлять после себя на четверть выбросов меньше в целом, и на 80% меньше пыли в частности.
Технический директор СГК Олег Петров рассказал, что компания при этом обновлении сразу заложила более высокий уровень очистки, чем сейчас требует законодательство. Так, в российских городах трубам допустимо дымить на 150 миллиграмм пыли на кубометр, в Европе – всего 50 мг, современные системы на ТЭЦ СГК дают 20 и менее. На абаканской теплоэлектроцентрали и вовсе 5 мг/куб.
Как уже было сказано ранее, больше всего проблем городу доставляет не индустриализация, а деурбанизация. Проще говоря, честный сектор.
«По сути, в Красноярске расположено несколько крупных деревень. Некоторые в самом центре. Это оказывает грандиозное воздействие на состояние приземного слоя воздуха. Частный сектор выпускает в семь раз больше загрязняющих веществ на единицу полученной тепловой энергии, чем ТЭЦ. Это угарный газ, взвешенные частицы, оксиды серы и азота. А также бензпирен (того же класса опасности, что полоний и ртуть – прим. ред.) содержание в воздухе которого в безветренные дни превышает норму в 90 раз», – рассказал руководитель программы развития красноярского филиала СГК Виталий Скальский.
А потому еще не факт, что вкладываемые промышленными гигантами миллиарды рублей приведут к отмене злополучного режима «черного неба» в городе. Если, конечно, не решать вопрос с частным сектором, добавляет представитель компании.
Решать его в СГК предлагают переводом частных домов на электроотопление. Газа, как, например, в Барнауле, в этом сибирском городе нет. Завести голубое топливо или подвести централизованное отопление – это, по словам Скальского, безумно дорого. Для полного перехода на электроотопление городу требуется 600 млн рублей в год. И 2 млдр рублей на обновление сетей. Средний «чек» смены отопления для дома – 47 тысяч рублей.
«Переход на электроотопление 70% частных домов может в шесть-семь раз сократить площадь превышения предельно допустимой концентрации по бензапирену», – говорит Виталий Скальский.
СГК сделала пилотный проект – предложила некоторым частникам дешевый вариант перехода. Спрос был, теперь этот вариант уже на весь город рассматривают власти.
Если убирать печное отопление людей придется активно уговаривать, то транспорт обновится сам. Сейчас по Красноярску ездит уже около 400 электромобилей. Кстати, 90% из них – праворульный Nissan Leaf. В городе есть семь быстрых зарядных станций («наливают до полного бака» за полчаса-час) и 21 медленная (заряжают батарею за шесть-восемь часов).
«Есть основания полагать, что электротранспорт в ближайшие 20-30 лет станет доминирующим. Например, в Красноярске к 2025 году, по нашим оценкам, будет уже около восьми тысяч таких авто», – говорит Виталий Скальский
А Олег Петров добавляет, если будет движение власти в этом направлении, компания (а СГК кроме тепла, вырабатывает еще и электроэнергию) готова создавать инфраструктуру в любом городе. Это довольно просто и не затратно.
Экология – дело дорогое. Только одна труба обошлась компании более чем в 1 млрд рублей. Казалось бы, с чего такая щедрость? СГК – частная коммерческая компания. А для любой коммерции важна, прежде всего, прибыль.
Но в СГК поясняют: во многих регионах Сибири экологический вопрос пока не стоит остро, а где-то его и вовсе нет в повестке дня. А вот для Красноярского края (причем не только его столицы) тот же чистый воздух – многолетняя проблема.
На вред производства природе давно обращают внимание власти и население. Природоохранное законодательство ужесточается каждый год. А потому все крупные компании сейчас активно закладывают в своих инвестиционных программах экологические меры.
«Мы не ждем пинков от надзорных органов. И прекрасно понимаем, что завтра будем за это платить бешеные деньги. Поэтому тратим немалые средства на системы очистки сегодня», – поясняет Олег Петров.
А в других городах маховик модернизации тоже уже запущен. Например, в Новосибирске продолжают обновление тепловых сетей и планируют модернизацию ТЭЦ-3, на Томь-Усинская ГРЭС в Кузбассе будут менять два котельных агрегата, строить градирню, разные работы ведут и на всех остальных объектах, которые принадлежат компании.
До Барнаула мода на экологичность тоже дошла. На ТЭЦ-3 СГК планирует замену как минимум одного электрофильтра (возможно, даже двух). Проект пока в разработке.
С ТЭЦ-2 все сложнее, станция довольно старая, и установка масштабной современной очистки там до недавнего времени была невозможна из-за конфигурации имеющегося оборудования и расположения зданий и сооружений.
«Но нет худа без добра. Дымовая труба, которая упала (одна из трех труб частично обрушилась в апреле 2021 года – прим.ред.), освободила место, которое мы теперь рассматриваем под установку нового газо-очистительного оборудования, которое снизит выбросы хотя бы на двух-трех котлах», – рассказал Петров.
И добавил, что СГК завершила все работы по восстановлению и модернизации всех объектов, которые были связаны с «павшей» трубой.
Да и в целом по ТЭЦ-2 компания сейчас рассматривает варианты ее дальнейшей судьбы. Вывести из строя – очень дорого. Особенно работы по переводу всех сетей на последнюю городскую ТЭЦ – третью.
«Всегда первый вариант, когда мы говорим о модернизации старой ТЭЦ, – снос. В 1989 году я учился в политехническом институте, нас привели на Красноярскую ТЭЦ-1 и сказали: эти технологии уже устарели, после института вы уже не будете работать на этой станции. Вуз я закончил 30 лет назад, а станция до сих пор работает», – говорит Олег Петров.
Чтобы перевести потребителей той же Красноярской ТЭЦ на другие нужно только в сети вложить 2 млрд рублей (по ценам двухлетней давности). В Барнауле «ценник» если и меньше, то ненамного.
Итак, формально есть четыре варианта:
На Барнаульской ТЭЦ-2 первый и третий вариант не рассматривают, идут, скорее, по последнему варианту. Во всяком случае, там недавно обновили турбины и котлы, запустили новую систему топливоподачи, но работы еще очень много.
«Задача – на старую бабушку натянуть мини-юбку от Версаче. Старая бабушка – это наши старые ТЭЦ», – иронизирует Петров.
В Рубцовск компания обновляет индивидуальные тепловые пункты, в Бийске – планирует провести замену одной из турбин. И во всех городах присутствия меняет теплосети. Это тоже своего рода вклад в экологичность. Чем меньше рвутся трубы, тем реже приходится копать.
А подготовка эта ведется не только летом, но и весь предшествующий год