Алтайские молочники рассказали об ущербе от обязательной маркировки продуктов

Сыр
СырФото: pexels.com

Обязательная маркировка обойдется Алтайским производителям молочной продукции в сотни миллионов рублей, а вот покупатели от нее ничего не выигрывают. Об этом «Толку» рассказали представители отрасли в регионе.

Черная метка

С 1 июня 2021 года маркировка сыра и мороженного в системе «Честный знак» стала обязательной. Для того, чтобы ее нанести, производителю требуются соответствующее программное обеспечение, специальный принтер, а также работа специалистов по этому вопросу. Каждая единица товара должна быть отмечена кодом Data Matrix, который при сканировании выдаст о ней информацию.

А уже 1 сентября эта процедура коснется также молока и молочной продукции со сроком годности выше 40 суток. Аналогичные товары, срок годности которых не превышает этот период, маркировать нужно будет только с 1 декабря. Потому сейчас страдают в основном сыровары и молочники.

Плакали, кололись, ставили коды

Начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков сообщил, что регистрацию в системе прошли 85% производителей мороженого и 100% производителей сыра.

Для всех алтайских компаний-производителей, по словам бизнес-омбудсмена Андрея Осипова, все необходимое для этой маркировки оборудование в сумме обойдется в 800 млн рублей. Еще 100 млн будут уходить ежегодно на его обслуживание.

Компания «Алтайхолод», например, уже потратила на эту цель более 30 млн рублей. А у «Киприно» маркировка отняла 70 млн рублей. И это не конец – оборудование еще поступает. Гендиректор «Алтайхолода» Михаил Туркин сообщил: в 2021 году у него на маркировку уйдет еще около 100 млн рублей .

Кроме того, в перечень расходов добавляется и то, что «молочникам» нужно будет покупать каждый штамп c кодом за 65 копеек.

«Всего за месяц работы мы оплатили «честных знаков» на сумму 333 тыс. рублей», – сообщил директор Мамонтовского маслосырзавода Алексей Яковенко.

За год у предприятия набежит сумма около 4 млн рублей. И примерно столько же завод уже потратил на оборудование, причем позволяющее только ручную маркировку. Автоматическая требует создать семь линий. Каждая стоит еще по 3 млн рублей. Так что становится понятным, почему сам Яковенко называет систему маркировки словосочетанием «гиря к ногам». Причем, сопровождать производителей она будет всю жизнь.

Гендиректор компании «Киприно» Денис Зюзин выразил опасения: не факт, что в будущем стоимость штампа с кодом не поднимется. А вместе с ней, соответственно и издержки и цена продукции на рынке. Сейчас у «Киприно», из-за необходимости маркировать товары работают только четыре линии по фасовке тертого и нарезанного сыра. Их скорость снизили до 40 единиц товара в минуту со 120. Производительность работы упала до 30-40%.

Завтра будет дороже, чем вчера

Эффективность всей инициативы с маркировкой также вызывает у Дениса Зюзина сомнения. Акцизы не смогли до конца победить «паленую» водку, а высокотехнологичные коды не одолеют рынки и мелкую розницу, которые забирают на себя 30-40% торговли. Ему вторит и омбудсмен Осипов: сообщений о том, что с рынка ушел заметный процент подделки в уже охваченных группах товаров, он не встречал. Да и фальсификация кода Data Matrix вполне возможна.

Выиграет от маркировки только бюджет, за счет возросших сборов с молочников. Молочная продукция из-за них же станет только дороже. Что, конечно, россиянам вряд ли придется по душе и заставит искать способ положить в холодильник что-то хотя бы формально молочное.

«Доходы населения падают. Мы раньше делали пачки сыра по 250-300 грамм, а сейчас по 180-200. И при этом продажи на 70% идут только по акции. Переработчики научились делать немолоко, несметану, несгущенку, несыр. Что может быть хуже?» – говорит Денис Зюзин.

А в 2022 году маркировка появится и в магазинах. С ее помощью товар будут списывать после продажи. Однако не во всех магазинах всегда есть стабильный доступ в сеть. Впрочем, как сообщил бизнес-омбудсмен, в закон о маркировке уже внесены поправки: списание может происходить в течении 30 дней.

Александр Большаков

Власти Алтайского края рассказали, как внедряют маркировку товаров в регионе и приведет ли это к росту цен

Новости

К системе маркировки подключено уже 2,2 тысяч участников оборота легкой промышленности

31


Комментарии (0)

1000