В 2021 году в Сибири (и не только) пройдет одна из самых важных политических кампаний последних лет – выборы в Государственную Думу восьмого созыва. Помимо этого в СФО будут голосовать за одного губернатора, много-много муниципальных глав и депутатов различных уровней – от регионального до местного. Кого, где и как выберут в Единый день голосования в сентябре – читайте в материале «Политсибру».
Ход кампаний по регионам Сибири и всей России будет примерно одинаковым, считает политтехнолог Константин Лукин. И с главным посылом – сохранение суперконсервативного сценария на выборах. Чтобы в парламенты обязательно вошли все четыре главные фракции.
Интриги как минимум две. Кто будет вторым – КПРФ или ЛДПР. И сколько новых партий смогут переступить предвыборный порог и провести в законодательные органы хотя бы по одному депутату.
С одной стороны, власть прочувствовала запрос народа на свежие лица и политические силы. А потому новые и малые партии допустят до кампаний и российского, и регионального уровней. Эксперты полагают, что на выборы в ГД пойдет минимум 12 партий из 16 возможных (тех, кто может участвовать без сбора подписей). Не менее десятка их будет и в каждом регионе Сибири на выборах в парламенты.
Но с другой стороны, власти все же пытаются сохранить над ситуацией максимальный контроль. Не случайно не так давно Госдума приняла закон, в котором ужесточила подписной фильтр на выборах в региональные парламенты (процент допускаемого брака подписей, собранных в поддержку кандидатов, снизился с 10 до 5%). А еще теперь избирателям придется собственноручно вносить фамилию, имя и отчество (до этого только дату и подпись). Так что пройти этот фильтр станет сложнее (тем, кого надо попридержать).
Разумеется, на все крупные кампании в СФО большое влияние будут оказывать выборы в Госдуму. Например, ЛДПР в регионах будут «гнуть ту линию», что и старшие товарищи в ГД.
«Региональные события в меньшей степени будут оказывать влияние на результаты», – подчеркивает Лукин.
Коммунисты, наоборот, больше сконцентрируются на региональной повестке. И, скорее всего, будут отыгрывать сценарий «самая оппозиционная партия». Сделают это хорошо – станут второй партий.
«Сибирь для КПРФ – оплот. Это подтверждают последние выборы в Иркутской и Новосибирской областях, республиках Хакасия и Алтай, где коммунисты либо идут вровень с ЕР, либо занимают устойчивое второе место», – добавляет политтехнолог.
У «Справедливой России» в этом сезоне особый путь и он тоже зависит от общероссийского ребрендинга партии. Федеральные эксперты активно обсуждают возможное объединение СР с малыми партиями. Главным образом с прилепинской «За правду», а еще с «Родиной», «Патриотами России» и «Российской партией пенсионеров за справедливость». Хотя опять же, объединение вряд ли распространяется на всю Сибирь. Если, скажем, в Омской области это еще реально, то в Новосибирской, где между партиями СР и «Родина» жесткое противостояние, такого быть пока не может.
Позиции «Единой России» в целом стабильны, но опросы показывают: поддержка партии уже не та, что на прошлых выборах. Хотя в разных регионах СФО ситуация разная. Если электорально аномальные Кузбасс и Тыва - это все еще единороссовская «твердыня», то в Новосибирске им давно приходится договариваться с коммунистами, как бы усесться на один стул.
Что же касается явки, то Госдума всем остальным уровням выборов очень поможет.
«Благодаря совмещению выборов явка по Сибири будет выше, чем на региональных и муниципальных выборах. Это особенность политической культуры России. В Европе же все наоборот: там больше ходят на выборы муниципальные, а явка на региональные значительно меньше», – отмечает в беседе с «Политсибру» сибирский политтехнолог Инна Ветренко.
С ней согласен и Лукин – большие выборы всегда тянут за собой все остальные. И в этом году явка будет выше, чем в 2016-м, когда ещё действовал крымский эффект и оппозиционные настроения были явно «не на коне».
А вот иркутский политолог Алексей Петров высокой электоральной активности не ждет, потому что пока не видит никакой интриги на выборах. А нет интриги – нет и интереса. Тем более, что с годами люди всё чаще выносят свое недовольство ситуацией не галочкой в бюллетене, а комментариями в соцсетях.
А теперь «пройдемся» по регионам.
В этом регионе в текущем году полностью обновится краевое Законодательное собрание, состоящее из 52 депутатов.
Кстати, сейчас в составе Закса пять фракций: «Единая Россия» (36 депутатов), ЛДПР (8), КПРФ (4), «Справедливая Россия» (1) и «Патриоты России» (1).
Край ждет череда и мелких муниципальных кампаний: выберут глав восьми сельсоветов, обновится депутатский корпус девяти районных и сельских советов.
Оценивая предстоящий расклад в новом созыве Заксобрания, эксперт Инна Ветренко «делает ставку» на бизнес. Партии, ориентированные на экономический сектор, по ее словам, имеют сильные позиции в регионе. Борьба финансовых группировок, а не кланов и партий – главная особенность выборов в этом регионе. В последнее время там активно противоборствуют губернатор Александр Усс и компания «Норникель». Вот, например, прямо сейчас - за место главы Норильска, которого формально выбирают депутаты.
В регионе изберут 68 депутатов Алтайского краевого Заксобрания теперь уже восьмого созыва. Сейчас в АКЗС также «большинствует» «Единая Россия». У нее 44 из 68 мест. У ЛДПР девять мандатов, у коммунистов – восемь, а у справедливороссов – шесть.Помимо этого, в пяти муниципалитетах края уже в начале года (февраль – март) пройдут мелкие выборы в районные и сельские советы. Например, в Рубцовском, Шипуновском, Павловском, Романовском и Смоленском районах.
Директор Института политики и технологий (Новосибирск) Татьяна Косачева в беседе с «Политсибру» высказывает предположение, что кампания в АКЗС пройдет в штатном режиме и по итогу голосования, с большей вероятностью, действующий расклад сил не изменится.
И мелкие партии, такие как «Новые люди» и «За правду», по ее мнению, вряд ли перешагнут пятипроцентный барьер:
«Сомневаюсь, что им удастся найти ярких и харизматичных лидеров, которые финансово смогут обеспечить свое участие и победу в избирательной кампании».
Константин Лукин ставит другой вопрос – сможет ли «Единая Россия» оставить за собой все одномандатные округа (сейчас у нее все, кроме одного).
«Основной проблемой для этой партии является она сама. У нее большой антирейтинг и маленький рейтинг. Это будет мешать действующим депутатам. К тому же Алтайский край тоже не останется в стороне от волны «запроса на обновление», которая активно идет по всему миру последние три года. Тем депутатам, которые находятся в парламенте уже несколько созывов, будет наиболее тяжко», – считает он.
И в отличие от Косачевой Лукин уверен, что малые партии и самовыдвиженцы имеют шансы на прохождение как минимум по одному человеку.
Томичи будут избирать депутатов сразу двух дум: государственной и областной. Жителям региона предстоит определиться с 42 народными избранниками.
Татьяна Косачева считает, что сохранение той же численности единороссов в региональном парламенте пока под вопросом. Ведь в прошлом году на выборах в гордуму «Единая Россия» потеряла больше всех. Своё место под солнцем получили не только политические «старички», но и молодые партии.
Томск – один из самых проблемных регионов СФО для ЕР. И один из самых благоприятных для ЛДПР.
«В связи с увеличением роста протестных настроений в регионе, ростом депрессивных настроений в связи с пандемией и ее последствиями, победить кандидатам от партии власти будет непросто. Изменить ситуацию мог бы ранний старт избирательной кампании и более точечная работа с избирателями», – считает эксперт.
В регионе обновится состав Законодательного Собрания. В ЕДГ в бюллетенях будут представлены претенденты на 44 депутатских места. Сейчас в парламенте четыре фракции. Вы их прекрасно знаете. И, разумеется, большинство у «Единой России» – 31 депутат. Во фракции коммунистов – семь депутатов, у жириновцев – четверо, а эсеров всего двое.
Политтехнолог Инна Ветренко утверждает, что изменения в составе законодательного собрания однозначно будут. Во-первых, роль партии власти в регионе ослабевает.
«Даже смена регионального лидера вряд ли поможет ЕР вернуть ту былую славу, которая была у нее в Омской области. Часть избирателей единороссов перешла в «плавающий электорат», часть – в нейтрально-настроенный. А это очень хорошая почва для других политический партий», – полагает она.
А, кроме того, Омскую область завоевывают молодые и дерзкие партии (то же произошло и на выборах в Новосибирской области в прошлом году).
«Безусловно, партии «За правду», «Новые люди» будут участвовать в региональных выборах. Будут более известные, такие как «Партия Роста». Надеюсь, что хватит ресурса поучаствовать в выборах и «Яблоку», которое занимало неплохие позиции в Омской области в начале нулевых, но утратило их», – добавляет Ветренко.
За свой электорат будут активно бороться и коммунисты. А на пятки им наступают эсеры с новым региональным лидером. А еще на этих выборах эксперт ждет большое количество самовыдвиженцев.
«Избираться будут сильные, харизматичные кандидаты, которые не аффилированные с партией власти», – резюмировала она.
Эта кампания будет самой муниципально-масштабной по Сибири. Наряду с выборами депутатов Госдумы здесь состоится свыше 70 кампаний на уровне городов и районов. А вот в Законодательное собрание Иркутской области – только лишь довыборы одного депутата.
Но много – еще не значит ярко и скандально.
«Иркутская область считается тяжелым регионом для партии власти. Основной соперник – коммунисты («Фактор Левченко», бывшего «красного» губернатора, – прим.ред.). Он позволяет уверенно себя чувствовать коммунистам в регионе. Но при этом КПРФ сосредоточится на Госдуме и не будет много сил тратить на мелкие муниципальные кампании», – отмечает Константин Лукин.
У малых партий региональная и местная власть тоже не имеет большого спроса, добавил Алексей Петров.
По его словам, на выборах губернатора и мэра в 2020 году кандидатов от новых партий не было. Нет ни ярких лидеров, ни местных отделений.
22 сентября республика будет голосовать за главу. Напомним, эту должность с 2007 года занимает Шолбан Кара-оол.
О планах идти на выборы он пока не заявлял публично. Но эксперты пророчат его переизбрание. В регионе всё хорошо: и за Конституцию они проголосовали как надо, и Путин к ним на отдых приезжает, и ковидный госпиталь им сделали (чем могут похвастаться очень немногие регионы).
«Шолбан Кара-оол пытается сохранить свой пост и вновь победить на выборах. Пока избиратели открыто не демонстрируют усталость от местной власти, у него хорошие шансы», – говорит Татьяна Косачева.
Кстати, о готовности баллотироваться уже заявил сын первого президента республики и бывший глава фракции ЛДПР в местном парламенте Андриан Ооржак. Партия Жириновского – единственная парламентская оппозиция в регионе.
Впрочем, Тува – еще одна электоральная аномалия – проголосует именно за того, кого им в статусе врио назначит президент. Не важно от какой он будет партии.
В Кузбассе голосовать будут за депутатов горсовета. 36 представителей изберутся на следующие пять лет.
Эксперты считают, что регион покажет топовый результат для партии власти. Как и всегда. На прошлых выборах 2016 года в Госдуму «Единая Россия» набрала 77% (для сравнения, у ближайшего соперника – ЛДПР всего 7%). На выборах мэра Кемерова в этом же году кандидат-единоросс победил с результатом 78% (у ЛДПР всего 10 %). И на выборах губернатора области в 2018 году избрали единоросса Цивилева. За него проголосовали 81% принявших участие в выборах.
Кузбасс – сибирский бастион «Единой России».
В остальных регионах СФО больших выборов не будет. Новосибирская область отдыхает от прошлогоднего парламентского обновления. В новый созыв Закса вошли шесть партий, две из которых – новички («Партия пенсионеров» и «Новые люди»). Последние теперь могут участвовать в кампании Госдумы без сбора подписей. В составе депутатского корпуса горсовета Новосибирска тоже произошли изменения: единороссы потеряли 11 мест, ЛДПР увеличила свое представительство с двух до четырех мандатов, а СР вообще не прошла.
В республиках Алтай и Хакасия также крупных выборов пока не запланировано.
Но повторимся, все регионы примут участие в выборах Госдумы. Всего в России в ЕДГ в 11 регионах выберут новых глав, а в 39 субъектах обновится региональный парламент.
Александра Черданцева, Анастасия Чебакова.
В регионе зарегистрировано 27 отделений партий