Крупный застройщик купил барнаульский Речной вокзал - источник

Речной вокзал
Речной вокзалФото: Олег Укладов

Предприниматель Нодар Шония купил здание Речного вокзала и участок земли у Оби, сообщают источники «Толка». По непроверенным данным, сумма следки «дотянулась» до полумиллиарда рублей. Очевидно, что инвестор планирует построить там новый объект. «Толк» узнал подробности и спросил архитекторов Барнаула, как грамотно распорядиться этим местом.

Верните Речной  для прогулок

Территория около Речного вокзала, по сути, вычеркнута из городской жизни. Когда-то здесь пытались устроить досуг: работали кафе и ресторан, аттракционы для детей. Но уровень обслуживания служил магнитом для маргинальной общественности.

«Территория Речного требует изменений, - говорит руководитель проектной мастерской «Архи-групп» Андрей Суртаев. – Я там уже лет 10 не был после того, как сводил туда погулять друзей из Москвы. Стыдно стало и им, и мне. Если это место не застраивать, так и будет. И дети наши туда не пойдут.  Будем надеяться, что новый собственник преобразует данный участок в лучшую сторону».

Попытки были. В 2015 году компания «Прогресс-Н» («дочка» ГК «Сибирия») представила проект застройки территории. Но критики заявили, что он лишает горожан набережной и от идеи строительства отказались. 

Позже здание Речного вокзала и прилегающая территория было в собственности компании «Талтек». Ее руководство не исключали строительства гостиницы или крупного жилого комплекса с административными помещениями. Но окончательной концепции предприниматели так и не озвучили.

Пока рано говорить

 Нодар Шония пока не комментирует сделку по покупке Речного вокзала, а также свои планы на участок.

«Более подробно на эту тему мы сможем поговорить в начале следующего года», - отметил предприниматель.

Тему уже обсуждают в профессиональном сообществе архитекторов, ведь место предстоящей реновации уникально.

Идеи и советы

Андрей Суртаев, руководитель проектной мастерской «Архи-групп»:

- Без разницы, что там будут строить, если собственник сохранит общественную функцию места и выход к реке. Я бы построил жилой комплекс с большой общественной функцией, которой еще нет аналогов в нашем городе, и набережной. Тогда это место реально привести в порядок и поддерживать в ухоженном состоянии. Иначе будет как сейчас еще лет 100.

Так как территории у Речного вокзала мало, чтобы оставить общественную функцию нужно уменьшить пятно застройки. При этом инвестору придется заложить достаточное количество квадратных метров на продажу. За счет этого он сможет благоустроить набережную и сделать хороший проект. А коли предполагается высокое здание, то и фасады должны быть современные. Я бы этажей до 50 «посадил» и в этом случае, такой проект будет первым за Уралом.

Алексей Квасов, свободный архитектор:

- Думаю, что на месте Речного вокзала должно быть общественное здание или комплекс зданий общественного назначения с развитой досуговой, развлекательной и деловой функцией. Это могут быть гостиница или конгресс-центр с предприятиями питания и зоной выставочных залов. Они создадут мультипликативный эффект по привлечению людей, которые будут проводить досуг, тратить деньги, общаться с рекой.

Другой возможности устроить спуск к Оби у города уже не будет. Несколько лет назад мы получили набережную напротив Нагорного парка, но на самом деле самые капиталоемкие работы провели еще лет 20 назад, года строили Новый мост и сделали террасирование этой части берега. Сейчас о таких инвестициях можно и не мечтать.

Новый объект должен быть интегрирован в общественную жизнь города, создав точку притяжения и новое лицо города. Да, на верхних этажах могут появиться несколько апартаментов, но ставить здесь полноценные жилые дома не стоит.

Тем более не следует объединить жилую функцию с объемной общественно-деловой. Это потребует дополнительных затрат от инвестора, например, на строительство технических этажей, отсекающих одну функцию от другой. В современных экономических условиях приведет к бедности архитектуры.

Александр Деринг, руководитель мастерской «Классика»:

- Высотное жилье вместо Речного вокзала градостроительно не должно быть. Это может быть общественно-деловой центр, может быть гостиница. И в любом случае это не должна быть высотка, которая перекроет вид на город со стороны Оби. То есть этажность должна быть умеренной.

Я там вижу «белую», «светлую» архитектуру сродни модерновому решению Речного вокзала. Потому что там такой мощны природный фактор: есть Объ, живописные дали. Там не нужно делать что-то вычурного, тем более стилизоваться под классику или другой историзм. Решения должны быть проще и «легче».

Михаил Шмидт, руководитель персональной творческой мастерской «М-АРТ»:

- На месте Речного вокзала и рядом с ним могут быть любые объекты. В том числе Генеральный план развития города позволяет строить многоэтажные жилые дома. При этом интересы горожан не будут ущемлены, потому что сама набережная и спуск к воде не относится к пятну застройки.

Это нормальная общемировая практика. Чтобы запускать речные суда, не нужно здания вокзала с местами ожидания и камерами хранения багажа. Достаточно причалов.

Наша мастерская уже прорабатывала проект комплекса с жилыми высотками и общественно-деловым зданием. При этом предлагался проект обустройства общественной набережной – продление променада до уже построенного участка.

Петр Анисифоров, заслуженный архитектор России, руководитель мастерской:

- Для этого места уже разработано множество проектов, но новый, безусловно, должен учитывать современные условия, потребности горожан и инвестора. Это не простое место:  это створ пр. Ленина и выход пассажиров к воде. Я бы сохранил, например, здание Речного вокзала, потому что оно крепкое и еще долго послужит. И потом, его функция до сих пор актуальна.

В беседе с «Толком» архитекторы отмечали, что территория Речного вокзала – эта часть города в целом. Барнаулу не хватает продуманного плана развития и мер, которые бы привели к реализации намеченного.

Так архитектор Алексей Квасов напомнил, что в планах у города, например, строительство Обского бульвара с выходом к реке, освоением острова Побочень и строительством протяженной набережной – почти от старого моста через Объ к новому.

«Кто был в Красноярске, наверняка гулял по их протяженной набережной вдоль Енисея. Ее застройка преимущественно общественно-деловая, а жилье – это лишь небольшие фрагменты. Там оно оправдано. Для Барнаула прорабатываются множество подобных решений, в том числе выпускниками института Архитектуры и дизайна. Идей много, только реализовать их крайне сложно», - говорит архитектор. 

Кирилл Храбрых, архитектор из известной архитектурной династии г. Барнаула:

- В прошлом привлекательное здание Речного вокзала утратило свою основную функцию и актуальность. У площади, у набережной и города появился новый масштаб. Существующее здание речного вокзала занимает ключевое место на площади Баварина и при этом несет минимум смысловой нагрузки. 

На этом месте может быть новый архитектурный символ города, который будет работать как на внешний силуэт, так и для внутреннего пространства города, задавая новый архитектурный масштаб.

Новое здание наполнит пространство новыми свойствами и новой функциональностью, привлечет потоки людей к площади и набережной, продолжительность которой можно будет увеличить. При этом мне бы хотелось, чтобы сохранились вид с моста на город, а также сохранилась прогулочная набережная в этой зоне.



Комментарии (0)

1000