Что делать, если страховая отказывается от выплат по ОСАГО

Что делать, если страховая отказывается от выплат по ОСАГО
Что делать, если страховая отказывается от выплат по ОСАГО

Какие действия должен предпринять потерпевший в случае отказа страховщика в страховой выплате по договору ОСАГО, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александр Васильев и Лариса Амирова.

Принятие решения об отказе в страховой выплате, а равно ее осуществлении является обязанностью страховщика, предусмотренной п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО. При этом законность и обоснованность принятого страховщиком решения может быть оспорена потерпевшим в суде, но при условии обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора со страховщиком посредством обращения к финансовому уполномоченному.

Финансовый уполномоченный в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Закон N 123-ФЗ) рассматривает требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО. Обязательность досудебного обращения к финансовому уполномоченному обусловлена ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 Закона N 123-ФЗ, разъяснениями ВС РФ.

До обращения к финансовому уполномоченному потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, в котором должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 5.4 Правил ОСАГО. Заявление может быть направлено страховщику в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 16 Закона N 123-ФЗ). Страховщик обязан рассмотреть заявление и направить потерпевшему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в сроки, определенные в ч. 2 ст. 16 Закона N 123-ФЗ, а именно: в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронной форме по утвержденной стандартной форме, если со дня нарушения прав потерпевшего прошло не более 180 дней; или в течение 30 дней со дня получения заявления в остальных случаях.

Ответ на заявление потерпевшего направляется по адресу электронной почты потерпевшего, а при его отсутствии - по почтовому адресу (ч. 3 ст. 16 Закона N 123-ФЗ). После получения ответа страховщика об отказе (частичном отказе) в удовлетворении требований либо в случае неполучения ответа страховщика по истечении сроков рассмотрения заявления потерпевший вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Обращение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Требования к содержанию обращения определены ст. 17 Закона N 123-ФЗ.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, - как правило, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, и в течение одного рабочего дня со дня принятия решение направляется (передается) потерпевшему. При отсутствии фактической возможности направить решение в форме электронного документа, а также по ходатайству потерпевшего решение вручается ему на бумажном носителе или направляется на почтовый адрес, указанный в обращении.

Порядок вступления в силу решения финансового уполномоченного и его исполнения страховщиком приведен в ст.ст. 23, 24 Закона N 123-ФЗ. За неисполнение финансовой организацией в добровольном порядке решения финансового уполномоченного (достигнутого с потребителем соглашения) суд на основании заявления потребителя взыскивает с финансовой организации в пользу потребителя штраф в размере 50% суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного (соглашением).

Если финансовым уполномоченным не принято решение по обращению потерпевшего по истечении установленного срока, или рассмотрение обращения прекращено по установленным законом основаниям, или в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе обратиться с иском непосредственно к финансовой организации в порядке гражданского судопроизводства в районный суд или к мировому судье в зависимости от цены иска.

На основании изложенного, для целей оспаривания решения страховщика об отказе в осуществлении страховой выплаты потребителю финансовых услуг в обязательном порядке нужно пройти вышеописанные процедуры досудебного урегулирования спора.

Подготовлено по материалам системы ГАРАНТ.

Какие могут быть основания и какой порядок остановки автомобиля инспекторами ГИБДД?
Какие могут быть основания и какой порядок остановки автомобиля инспекторами ГИБДД?