Игорь Салдан: «АГМУ активно включился в конкурентную борьбу за студентов»

Игорь Салдан: «АГМУ активно включился в конкурентную борьбу за студентов»
Игорь Салдан: «АГМУ активно включился в конкурентную борьбу за студентов»

Недавно Алтайский государственный медицинский университет прошел аккредитацию. Рособрнадзор аккредитовал все медицинские специальности, но  закрыл экономический факультет. Ректор АГМУ Игорь Салдан рассказал «ПОЛИТСИБРУ», как решилась возникшая проблема, каковы итоги зачисления в вуз, и над какими планами работает руководство университета.  

 - Игорь Петрович, каковы итоги недавней аккредитации вуза?

- Аккредитация была самым главным событием для Алтайского медуниверситета в этом году. Коллектив поработал очень хорошо, не взирая на время суток, - нужно было подготовить очень много документов.

Все 19 медицинских образовательных программ специалитета аккредитованы, все ординатуры и интернатуры, аспирантуры прошли аккредитацию. Через ординатуры и интернатуры проходят все выпускники, там они получают медицинскую специальность. В аспирантурах мы готовим для себя преподавателей.

Маленький минус в том, что мы не прошли аккредитацию по экономике, речь о факультете «Экономика и управление в здравоохранении». Министерство образования считает эти факультеты непрофильными для медицинских вузов.

Наверное, это правильное решение, все должны заниматься своим делом. Медицинский университет должен готовить медиков-профессионалов. А мы, повторюсь, аккредитацию всех медицинских специальностей прошли.

- А где будут доучиваться студенты-экономисты?

- Мы договорились с одним из ведущих университетов края, что все студенты будут переведены в него и продолжат учиться по тем же учебным программам по здравоохранению и получат дипломы о высшем образовании как специалисты по экономике здравоохранения. Мы собрали всех студентов, довели до них всю необходимую информацию.

- В прессе сейчас можно прочитать, что студенты остались на улице.

- Это не так. Во-первых, я уже сказал, что все продолжат учиться дальше. Во-вторых, об улице вообще говорить некорректно, потому что это студенты-заочники, вечерники, все они работают.

- Как прошла приемная компания в АГМУ? Говорят, что конкурс был очень большой.

- Мы в начале года серьезно занялись профориентационной работой, создали соответствующее управление. В приемной комиссии сделали хороший ремонт, в будущем году внедрим электронную очередь, дистанционную запись, чтобы не было толкучки при сдаче документов. Организовали десять выездных приемных комиссий, которые работали в крае, стране и за рубежом. Охватили четыре города в Казахстане, два в Таджикистане, работали в Туве, Хакассии. Наши специалисты принимали прямо на местах документы и экзамены у тех абитуриентов, у кого нет ЕГЭ.

Хотим создать в странах СНГ и соседних с Алтайским краем регионах свои постоянные площадки, чтобы вести профориентацию школьников. Если нужно – откроем подготовительные курсы по русскому языку, химии и биологии.

Ребята из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана закончат Алтайский медуниверситет и будут регулярно приезжать к нам на повышение квалификации. А это уже профессиональные связи на всю жизнь.

Впервые приняли десять человек из Сирии и Нигерии. Они пока не студенты, а обучающиеся. Год они будут учить русский язык, химию и биологию. На следующий год будут поступать на первый курс. У нас есть договоренности о наборе студентов в Китае, Вьетнаме, Южной Корее.

Теперь о цифрах. Количество бюджетных мест в этом году увеличилось почти на 70, общая цифра – 483. Конкурс доходил до 40 человек на место.

На педиатрическом факультете 85 процентов целевиков на бюджетных местах, они обязательно пойдут работать в больницы, которые их направили.

Около 400 человек в целом по вузу было принято на внебюджет, количество увеличилось почти вдвое. Из-за этого возрастет нагрузка на преподавателей, которые работают на первом курсе. Чтобы компенсировать ее, мы введем им доплаты, и с каждым годом будем увеличивать доплаты всем преподавателям за счет внебюджета.

Сегодня между вузами идет очень жесткая конкуренция за абитуриентов, особенно заметны в ней Новосибирский и Томский медуниверситеты, и мы начали в этой борьбе активно участвовать. Мы уже проанализировали, сколь выпускников школ будет в Алтайском крае в 2016, 2017, 2018 году. Цифра снижается, потому что в 1990-х и в начале 2000-х годов была низкая рождаемость. Рост числа выпускников начнется в 2020 годах. Чтобы сохранить профессорско-преподавательский состав, материальную базу, повышать зарплату преподавателям нам нужны студенты, которые учатся на коммерческой основе. Отсюда и активизация нашей работы в других регионах России, в странах СНГ и в дальнем зарубежье. Если мы не зайдем в них, туда зайдут медицинские вузы из других городов.

Кстати, сейчас Россздравнадзор решает вопрос об открытии на нашей базе комиссии, которая будет принимать экзамены у врачей из стран СНГ, которые хотят работать в России. По законодательству, они должны подтвердить свои медицинские дипломы.

- А как обстоят дела с трудоустройством выпускников?

- 85 процентом выпускников работают по специальности, это очень хороший показатель, в среднем по России эта цифра гораздо ниже. Большую роль в решении вопроса трудоустройства выпускников играет программа «Земский доктор», которую реализует губернатор.

Мы подписали договоры уже с 13 частными медицинскими и фармацевтическими компаниями и подбираем для них студентов на пятом-шестом курсах. Студенты приходят к ним на практику, компании платят им стипендию. В результате выпускник будет иметь работу, а компания – сотрудника.

- Скоро год, как вы работаете ректором. Что удалось сделать?

- Самое главное, конечно, то, что мы прошли аккредитацию.

Сократив 13 кафедр, мы не сократили ни одного преподавателя. Серьезно омолодился средний возраст заведующих кафедрами. Сегодня он – 49 лет. У молодежи появилась надежда на карьерный рост. На постоянную работу в университет стали проситься специалисты их практического здравоохранения. Бывшие заведующие работают на кафедрах профессорами, мы сохранили им прежнюю зарплату – они много сделали для вуза.

Мы обновили ученый совет университета. В него впервые вошли представители работодателей – Главного управления края по здравоохранению, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, руководители ведущих клиник и фармацевтических компаний – «Эвалара» и «Алтайвитаминов», для которых мы готовим сотрудников и совместно занимаемся наукой.

На сегодняшний день сэкономили 11 миллионов рублей на госзакупках, потому что навели в этом деле порядок. За счет этого выплатили премию по итогам первого полугодия, премию ко Дню медработника, чего никогда не было. Зарплата разным категориям работающих в вузе увеличилась от 25 до 40 процентов. Все это за счет экономии, дополнительных денег бюджет нам не давал.

Появилось два новых общежития, 125 мест дополнительно к имеющемуся фонду. Сделали капитальный ремонт в столовых и обновили оборудование. Теперь там не жарят на сковородках, а готовят пищу на пару.

Летом занялись серьезным ремонтом нашего спортивного лагеря в Бобровке, все делают сами студенты. Работают хорошо, потому что знают: это все для них. Строим новую  спортивную площадку в Барнауле. Президент пропагандирует занятия спортом, и мы на это отвечаем делами.

Музей здравоохранения Алтайского края, который долгие годы находился в Рубцовске, мы перевезли в Барнаул и разместили в корпусах медицинского университета. В дальнейшем планируем сделать экспозицию в корпусе на улице Папанинцев, отдаем там под музей целый этаж. Думаю, уже в будущем году примем участие в Музейной ночи. Ежегодно 1 октября, это день рождения АГМУ, все студенты будут посещать музей и знакомиться с историей медицины. Планирую, что и школьники будут приходить. Для нас это важно с точки зрения профориентации.

Сделали современный операционный блок для тех, кто специализируется по хирургии. В ближайших планах приобретение современных симуляторов и тренажеров. А вообще нам нужен симуляционный центр. Симуляторы во многом позволяют заменить больных. Сегодня вопрос о создании у нас такого центра по просьбе губернатора рассматривается в Минздраве. Центр нужен для обучения врачей края.

Отдельно бы хотел сказать о том, что в прошлом году мы отпраздновали 60-летие АГМУ. Выпустили по этому случаю две книги, сделали концерт силами студентов, нашли и пригласили выпускников, которые поступили в 1954 году, когда открылся АГМУ, многих преподавателей и сотрудников наградили.

- А как обстоят дела с наукой?

- Мы подписали договоры (некоторые находятся на стадии подписания) о совместной работе с институтами Сибирского отделения РАН. Речь идет об открытии на базе АГМУ современных лабораторий, проведении совместных исследований. Это придаст новый импульс развитию медицинской науки в вузе.

АГМУ совместно с СО РАН и краевой клинической больницей создали лабораторию  клеточных технологий. Губернатор Александр Карлин попросил министра здравоохранения Веронику Скворцову, чтобы Алтайский край включили в создаваемую федеральную программу по клеточным технологиям, то есть программу по разработке самых современных методов лечения.

- Что это даст краю?

- Если коротко, то речь идет о выращивании органов для имплантации. Например, в Краснодаре в аналогичном центре научились выращивать гортань и пересаживать ее больным.

Сейчас в АГМУ достаточно много научных лабораторий, есть центральная научно-исследовательская лаборатория, но все они действуют разрозненно. Есть идея создать научно-исследовательский центр фундаментальной медицины, чтобы была возможность совместно заниматься целыми большими направлениями. Это даст возможность использовать достижения фундаментальных наук в научных исследованиях, практической медицине и фармации.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Для того чтобы нам принимать участие в разработке лекарств, которая ведется фармпредприятиями края, нужны усилия вирусологов, микробиологов, биохимиков и фармакологов, которые у нас есть. Объединение их едином центре даст возможность заниматься решением большой задачи.

- Как еще вы стимулируете развитие науки в вузе?

- Есть мысли о выделении грантов ректора под студенческие исследования. У нас много талантливых ребят, которые хотят заниматься наукой, но им нужно помогать – покупать оборудование, например.

Каждому защитившему кандидатскую или докторскую диссертацию и научному руководителю выплачивается премия. Кроме того, расходы по публикациям в ваковских журналах, поездкам взял на себя вуз.

- Что еще в планах на ближайшее будущее?

- Нам нужны новые общежития. Есть земля для их строительства, но денег сейчас из бюджета не дадут. Поэтому будем изыскивать внутренние резервы, чтобы открывать новые места. Но и про строительство тоже не забываем, ведем переговоры с возможными инвесторами.

Вошли в программу строительства бассейнов, которую патронирует «Единая Россия». Есть надежда, что в 2017 году у корпуса на Папанинцев будем строить бассейн.

На 2016 год планируем самостоятельно ввести симуляционный центр для обучения студентов за счет внебюджетных средств.

Запланирован ремонт кафедр, приобретение оборудования для учебного процесса.

Сейчас работаем над созданием ассоциации выпускников, будем собирать их раз в пять лет. Выпускники должны гордиться своим вузом, а студенты – знать его историю и традиции.

Ну, и, конечно, наука. Ее нужно развивать семимильными шагами и применять результаты на практике, в учреждениях здравоохранения края.

- Вы пришли в вуз с госслужбы, со студентами раньше не работали. Как у вас складываются отношения с молодежью?

- Я стараюсь принимать участие во всех больших мероприятиях, которые проводят студенты. Съездил во все стройотряды, посетил Школу лидеров. Первый раз пришел на КВН, а он не начинается. В чем дело? Оказывается, у команд есть шутки про ректора, и ребята не знают, как быть. Раньше ректор не ходил, и никто не боялся шутить. Я говорю: да я посмеюсь вместе с вами, про президента шутят, а я всего лишь ректор. Но я никогда не заигрываю со студентами, мы с ними договорились: отдых, досуг – отдельно, учеба отдельно, не надо их смешивать.

Беседу вел Дмитрий Негреев.

Ссылки по теме

Игорь Салдан: «Я уверен, что АГМУ будет аккредитован»

Игорь Салдан: «Медицинский университет должен идти вместе с Алтайским краем»

Профессор Валерий Киселев: «Если любишь университет, воспитай ученика и дай ему самостоятельно работать»




Комментарии (0)

1000