«Хотел, как лучше…»: 20 лет назад на Алтае побывал Виктор Черномырдин

«Хотел, как лучше…»: 20 лет назад на Алтае побывал Виктор Черномырдин
«Хотел, как лучше…»: 20 лет назад на Алтае побывал Виктор Черномырдин

20 лет назад, 21-23 августа 1995 года на Алтае побывал с рабочим визитом председатель российского правительства Виктор Черномырдин. Предлагаем вашему вниманию воспоминания журналиста Анатолия Муравлева.

Я в ту пору являлся пресс-секретарем губернатора, благодаря чему и стали возможны эти заметки. Предварю их нынешнюю публикацию только одним замечанием: не удивляйтесь цифрам, ведь счет бюджетным деньгам до деноминации 1 января 1998 года шел на триллионы.

Накануне визита

Первыми, еще 17 августа, в Барнаул прибыли помощники премьер-министра и сотрудники службы безопасности. Помощники работали над программой визита. Кажется, уже совсем согласованную, ее вновь кроили, дописывали, меняли. Явно рукой кого-то из них было вписано в документ слово «область» вместо «край», исчезли упоминания о посещении премьером сельхозпредприятия «Прутское» в Павловском районе, строящихся моста через Обь и газопровода.

В задачи сотрудников службы безопасности входило исключение всяческих ЧП в ходе предстоящего визита. Уж они-то наверняка помнили, что 27 мая 1992 в центре Барнаула кто-то запустил булыжником в пуленепробиваемое стекло «членовоза» Бориса Ельцина. Между прочим, тогдашнему губернатору Владимиру Райфикешту удалось добиться, чтобы Ельцин подписал в Барнауле документы о финансировании строительства моста через Обь в Барнауле, «Семипалатинской программы» и проекта газификации Алтая...

Черномырдин еще летел в самолете, а ведущая службы новостей «Радио России» сообщила, что Виктор Степанович уже прибыл в Республику Алтай, где посетил завод «Трансмаш» (такого предприятия не было в помине в Горном Алтае). Потом московские коллеги-журналисты пояснили мне, что ее не аккредитовали для освещения алтайского визита премьера, вот она и отыгралась...

Двигатели … на холостом ходу

Пожалуй, самый обстоятельный разговор состоялся у Черномырдина с директорами промышленных предприятий края в кабинете Вадима Каргополова, генерального директора акционерного общества «Барнаултрансмаш-холдинг». Проблемы оборонщиков, сельхозмашиностроителей, текстильщиков и нефтехимиков оказались схожими: недостаток оборотных средств, неконкурентоспособность продукции, слабый маркетинг... Но говорили, в основном, о специфике: у оборонщиков вновь появился госзаказ, но финансирование под него осуществлялось плохо.

Премьер тут же дал поручение сопровождавшим его представителям руководства Минобороны и Миноборонпрома разобраться. У «Алттрака» и шлейфа его партнеров проблемы иные: потребители тракторов и другой сельхозтехники находились в основном в Средней Азии и Казахстане.

- Развяжите таможенно-банковские узлы, - просил директорат Черномырдина.

- С Казахстаном проще, а вот Средняя Азия - крепкий орешек, - констатировал он. Но все это разговор плавный, спокойный, ровный. Поручения в протокол, пометки в большой, фирменный, «премьерский» блокнот. Только два момента всколыхнули атмосферу деловой встречи. Это когда Черномырдин, осознав со слов Артура Дерфлера, гендиректора «Алттрака» и мэра города тракторостроителей Александра Мокроусова, что ситуация в Рубцовске, где «каждый третий сидел, каждый третий сидит, а оставшаяся часть - потенциальные зэки», аховая. Проблема вот в чем: рубцовские заводы выдавали в последнее время только десятую часть от прежних объемов, соответственно недополучал и городской бюджет. А по зиме отапливают город заводские ТЭЦ, дышащие на ладан. «Холод чертовский», - в сердцах молвил Артур Дерфлер.

Какой же выход? Строить новую ТЭЦ - лет пять пройдет. Передать действующие энергостанции в муниципальную собственность - бюджет города нищ, как церковная крыса. Премьер пообещал денег на то, чтобы закупить уголь, мазут, чтобы не заморозить город зимой 1995 - 1996 годов. И неожиданно предложил в течение года дотянуть строящийся газопровод от Барнаула до Рубцовска, перевести ТЭЦ с угля на природный газ. Рем Вяхирев, президент могущественного «Газпрома», тут же из Барнаула, отдал соответствующий приказ. А Виктор Степанович в тот же вечер в другой аудитории несколько смягчил свои же формулировки насчет газопровода в Рубцовск. Мол, изучить, просчитать надо. Но это не отмена решения, это - в стиле Черномырдина – внешне по-деловому, но невнятно: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Ну, а второй эпизод в кабинете Каргополова был пожестче. Только что трансмашевцы показали премьеру новый мотор для «Икарусов», и даже, после верноподданической суеты, завели движок автобуса. А тут Владимир Захаров, гендиректор «Алтайдизеля» тоже молвил, что моторостроители выпускают двигатель для «Икаруса». «Зачем нужна эта ненужная конкуренция, да еще в одном городе?!»,- резко остановил его премьер. И тут же продолжил экскурс в историю мирового двигателестроения. Итог подвел так: конкурировать надо не между собой, а с мировыми лидерами. Директора, как ни пытались, не смогли вставить в его монолог реплику о том, что «Трансмаш» и «Алтайдизель» двигатели-то делают для разных Икарусов - городского и междугородного.

Разговор в кабинете затянулся, часа полтора сверх графика проговорили. Потом встречи шли планово и плавно. С соратниками по политическому движению «Наш дом – Россия» речь шла о том же – о хозяйственных делах. О выборах - почти ни слова. В институте садоводства - традиционная дегустация даров Алтая. Газопровод Черномырдин все же посмотрел, остановился на Павловском тракте у траншеи, где клали металлические плети.

Слухи о хлебе - преувеличены

На полях ОПХ «Комсомольское» премьеру долго показывали диковинную иностранную технику, которая почему-то работает почти без потерь. Пожалел Черномырдин, что сельхозмашиностроителей, с которыми он вел разговор утром на «Трансмаше», тут нет. Кукурузные початки грызть не стал, но помощники на всякий случай положили их в портфель. Говорят, отварим, вечером ему предложим. А вот пшеничный колос обшелушил, пригубил алтайского зерна, за которым, собственно, и приехал в край. С хлебом-то в стране в 1995-м было неважно. Как и в 1972-м, когда на Алтай за ним приезжал Леонид Брежнев. Но, как принято говорить в таких случаях, слухи о большом алтайском хлебе нынче оказались сильно преувеличены. Александр Назарчук, в то время министр сельского хозяйства России, наш земляк, пообещал премьеру по сто пудов с гектара, а получилось лишь около 10 центнеров.

Традиционные ахи и охи сельхозников о том, что село рушится, Черномырдин слушал не очень внимательно, откровенно сказав, что не специалист в сельской тематике. Остановил разговор только раз, когда услышал, что тонна горючего опять выходит дороже тонны зерна, да ГСМ, выделяемые под кабальный товарный кредит продовольственной корпорацией, вновь дороже, чем у коммерсантов. Велел разобраться.

Конечно же, основной разговор с премьером, как водится в России, был наглухо спрятан от журналистских глаз. Поздно вечером 22 августа, собственно, уже ночью, после беседы с Львом Коршуновым в резиденции (на бывшей даче крайкома КПСС), глава администрации края устало повторил слова первого зама министра финансов Станислава Королева: «Этот алтайский губернатор вытряс из меня все, что мог».

Утро вечера мудренее

Но постановление правительства о помощи Алтаю премьер подписал только наутро, следуя поговорке, что утро вечера мудренее. 23 августа, следуя в вертолете в Горно-Алтайск, он поставил свою визу.

Каковы же итоги визита Черномырдина на Алтай? Часть поручений премьера была выполнена незамедлительно - по выплате зарплаты бюджетникам и августовско-сентябрьских пенсий. Белокуриха стала курортом федерального значения. Приезжала группа столичных проектировщиков по поводу проекта газопровода в Рубцовск, но этот город еще многие годы зимовал тяжело, а «голубое топливо» туда так не пришло и поныне. Из российского бюджета в 1995 году выделили около 60 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию автодорог, радиофикацию и телефонизацию села.

Однако немало премьерских поручений «легли под сукно». В частности, протокол совещания руководителей сельхозуправлений десятка сибирских территорий, состоявшегося в ОПХ «Комсомольское», почти до конца уборки его искали в Минсельхозпроде. Чтобы реализовать поручения премьера предстояло еще потопать по коридорам московских ведомств, повыбивать, поездить.

Тем не менее, по самым грубым подсчетам, ожидалось пополнение бюджета двумя триллионами рублей. А это сумма, близкая по объему к годовому краевому бюджету. Правда, не все обозначенные средства поступили на Алтай…

Фото Андрея Каспришина.



Комментарии (0)

1000