Татьяна Зеленина: «Алтайский край готов кормить Москву»

Татьяна Зеленина: «Алтайский край готов кормить Москву»
Татьяна Зеленина: «Алтайский край готов кормить Москву»

Завтра в Барнауле открывается II Торгово-продовольственная биржа деловых контактов «АлтайПродМаркет». Какая часть производимой в крае пищевой продукции потребляется внутри региона и какая вывозится? Какие регионы кормит Алтайский край? Что делается, чтобы увеличить вывоз продукции? Ответы на эти вопросы «ПОЛИТСИБРУ» дала начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина.

Потребность населения Алтайского края в продуктах питания определяется в соответствии с рекомендациями по рациональным нормам их потребления, отвечающим современным требованиям здорового питания. Нормы потребления, умноженные на количество населения, – это то, что остается в крае. Последние годы количество населения в регионе достаточно стабильно, поэтому, чем больше мы произведем, например, муки, тем меньший ее процент останется в крае. То есть, все цифры меняются ежегодно.

В прошлом году в целом по краю было произведено 1 миллион 245 тысяч тонн муки. В крае объемы ее потребления составляют порядка 250 – 300 тысяч тонн. Значит, где-то 75 процентов муки было реализовано за пределами региона. Основное направление поставок - регионы Российской Федерации, причем порядка 70 процентов – это Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Алтайская мука присутствует и на Урале, и в северо-западной части России. Поставки в Центральный федеральный округ характеризуются небольшими объемами.

Мука – это экспортный продукт. Были годы, когда край экспортировал порядка 200 тысяч тонн. В последние два года экспорт данной продукции сократился. За девять месяцев 2015 года, по оперативным данным, мы отгрузили на экспорт всего 18 тысяч тонн муки.

Основные поставки производились в рамках гуманитарной помощи в Армению, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан.

Необходимо отметить, что конкуренция на рынке муки ежегодно ужесточается. Прочие регионы нашей страны и сопредельные государства наращивают собственные перерабатывающие мощности. Когда-то мы отгружали большие объемы муки в Монголию, а сейчас там практически в каждом аймаке стоит своя мельница и монгольских партнеров в первую очередь интересует зерновое сырье, а не мука, поставки которой жестко квотируются.

Небольшие партии муки предприятия региона отгружают в Китай. Кстати, в ноябре в Алтайский край приезжает китайская делегация для посещения ООО «АгроСиб-Раздолье» и ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова с целью изучения технологического цикла, оценки качества и соответствия всем необходимым требованиям планируемых к поставкам в Китай продуктов. Кроме муки алтайские производители намерены вывозить в КНР хлопья и широкий ассортимент прочих крупяных изделий.

Из всего объема выработанной крупы жители края потребляют примерно 8 процентов. Последние два года на экспорт вывозится до 15 процентов от всей произведенной крупяной продукции. Добавлю, что поставки гречневой крупы значительно превышают отгрузку гречихи в непереработанном виде. Высокий интерес к данному злаку проявляет Япония, куда отгружаются значительные объемы зеленой непропаренной  гречки и даже лузги, применяемой в производстве отделочных материалов и медицине.

Алтайских макаронных изделий в крае потребляется до 14 процентов от всех произведенных.  Основные потребители круп, макарон, также как и муки, – регионы Сибири и Дальнего Востока. Они более доступны с точки зрения расстояний и удобства логистики, край сохраняет там свое преобладающее присутствие.

Из произведенного растительного масла до 20% остается в крае, остальное вывозится. Если раньше мы практически не экспортировали масло за пределы Российской Федерации, то сегодня, с образованием компании «Юг Сибири», растительное масло активно экспортируется в Латвию, Литву, Китай, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан, Киргизию, Узбекистан. Если за весь прошлый год было отгружено 13,5 тысяч тонн данного продукта, то за девять месяцев 2015 года – 14 тысяч тонн.

Большим спросом в Казахстане, Латвии пользуются шроты масличных культур. Они являются важным компонентом для комбикормового производства. За весь прошлый год отгрузили 308 тонн шрота, а за девять месяцев этого года – 5 тысяч 105 тонн.  Высокий интерес за пределами края имеет гранулированный свекловичный жом, являющейся побочным продуктом сахарного производства и применяемый в качестве кормовой добавки.

Что касается мяса и продукции мясной переработки, то в крае съедается до 75 процентов. Излишки отгружаются в соседние регионы, на Дальний Восток и в Казахстан.

Цельномолочная продукция в основном реализуется на краевом рынке, но поскольку крупные торговые сети – «Мария-Ра», «Холидей», «Лента», «Ашан» и другие ее закупают, то она выходит и на рынки других регионов, где присутствуют данные ритейлеры.

Из всех произведенных сыров в крае остается до 30 процентов. Наши сыры можно увидеть на прилавках в самых разных регионах страны, включая Москву и Санкт-Петербург.

В прошлом году на площадке алтайской биржи деловых контактов «АлтайПродМаркет» основные производители пищевой продукции и представители торговых сетей встретились с важнейшей целью – подробно изучить ассортиментные линейки предприятий, которые гораздо шире представленных в настоящее время на полках магазинов. В рамках мероприятия были достигнуты договренности по расширению номенклатуры закупаемых продуктов.

В 2014 году ритейлеры высказывали пожелания представить больше свежего мяса, рыбы, замороженных ягод, овощей. В этом году мы постарались эту ситуацию исправить. Надеюсь, «Алтайагропродмаркет-2015» даст больший эффект. Планируется, что в мероприятии примут участие более 80 производителей края и более 50 торговых организаций как федерального, так и регионального уровней. Примечательно, что в этом году в бирже примут участие представители сегмента HoReCa – рестораны, кафе, гостиницы. Подтвердили свое участие крупные закупщики Москвы, например, агропродовольственный кластер «FoodCity». Москва – это очень емкий рынок и достаточно интересен для алтайских производителей.



Комментарии (0)

1000