Будет ли Facebook голосовать? В Алтайском крае эксперты обсудили предвыборные технологические новинки

Будет ли Facebook голосовать? В Алтайском крае эксперты обсудили предвыборные технологические новинки
Будет ли Facebook голосовать? В Алтайском крае эксперты обсудили предвыборные технологические новинки

«Выборы-2016: новые технологии или курс на поражение?». Такой теме было посвящено заседание экспертного клуба «Сибирской медиагруппы», прошедшее на прошлой неделе. Главной технологической новинкой текущей избирательной кампании эксперты считают активное использование кандидатами социальных сетей.

СМИ и выборы

Одно из основных отличий нынешних выборов – уход в технологии, считает заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы АлтГУ, ведущий программы «Реплика» Михаил Гундарин. «Это расчет прагматический, расчет на результат, расчет на то, чтобы победить и при этом не тратить много денег, - говорит Гундарин. – Десять лет назад кандидаты атаковали бы нас со всех страниц газет, с экранов телевизоров, а не с больших билбордов и листовок». Размещаясь в традиционных СМИ, считает эксперт, кандидат берет себе часть их авторитета.

Наверное, нынешний курс хорош для технологов, но для будущих депутатов это курс на поражение, считает Гундарин. «Такое впечатление, что 18 сентября – это «последний день Помпеи», надо вырваться любым путем, - говорит он. - Технологии технологиями, но забывать о стратегии нельзя». Стратегия же, по его мнению, заключается в том, что избраться депутатом мало. Нужно еще состояться как политику.

«СМИ по-прежнему являются определяющим фактором мотивации для голосования», - поддерживает Гундарина директор Центра политического консалтинга Константин Лукин. Но для того, чтобы кандидаты пошли в СМИ, нужна интрига, как это было на выборах главы Республики Алтай в 2014 году, считает эксперт. Такая интрига сегодня есть в одномандатных округах с высокой конкуренцией. В этой ситуации СМИ играют решающую роль, говорит Лукин.

Репетиция лучше спектакля

Подготовка к выборам была содержательней и интересней самой предвыборной кампании, считает главный редактор сайта DOC22, ведущий программы «Ваша партия» на телеканале «Катунь-24» Артем Кудинов. По его мнению, наблюдать за политической жизнью весной, когда проводились праймериз «Единой России», было куда увлекательнее, чем после официального старта избирательной кампании.

«Подготовка к выборам – это масса скандалов, борьба, которая развернулась еще осенью прошлого года во всех партиях без исключения, даже в партии власти, которая обычно всегда герметично закрыта», - говорит Кудинов.

Праймериз стали мультипартийным мероприятием, к ним подключились все, отмечает главный редактор ИА «Банкфакс» Виктория Крахмалева. Но, по ее мнению, «был элемент фальстарта. Многие избиратели в святой уверенности, что выборы состоялись 22 мая».

Кудинов считает, что снижение фактического статуса депутатов Законодательного собрания (сегодня у них практически нет лоббистских возможностей) негативно отражается на выборах. Многие отказываются баллотироваться, а тем, кто участвует в кампании, часто нечего сказать избирателям. В какой-то мере это и объясняет то, что кандидаты не идут в средства массовой информации.

Кладбище аккаунтов

Кандидатский инструментарий на нынешних выборах пополнился социальными сетями, отметила Виктория Крахмалева. «Но есть проблема. Добро бы сами кандидаты вели свои аккаунты. Сейчас не иметь аккаунта в Facebook - для кандидата моветон. Это значит, ты аутсайдер и лузер. Вопрос в том, что далеко не все кандидаты ведут аккаунты сами, зачастую их ведут штабы и делают это плохо. Я уверена, что 19 сентября мы на выходе получим кладбище аккаунтов во всех соцсетях. Они будут напоминанием об этой кампании», - говорит Крахмалева.

Что касается СМИ, то отказ кандидатов размещать в них свои агитматериалы частично объясняется тем, что некоторые газеты завышают тиражи – в выходных данных указывают одни, а фактически выпускают в разы меньше. Другая причина – снижение доверия аудитории к средствам массовой информации, считает Крахмалева. Не стоит забывать и о том, что кампания проходит «на сухую» - у многих кандидатов нет денег. «Поэтому кандидаты идут «в поля». Но многие из тех, кто давно во власти, общаться с избирателями разучились», - констатирует эксперт.

Мертвый сезон

Особенности избирательной кампании 2016 года связаны с датой проведения. Те, кто реально были готовы бороться за победу, поработали на повышение своей известности весной. И это не только кандидаты от «Единой России». Многие другие кандидаты печатали листовки и проводили акции, а Константин Емешин, баллотирующийся в Госдуму и Заксобрание от «Яблока», даже поучаствовал в праймериз ЕР. «Лето – мертвый сезон с точки зрения избирательной кампании. И вот сейчас мы только вступаем в активную фазу, - говорит директор Центра политического консалтинга Константин Лукин. – Кандидаты знают, что сейчас бесполезно общаться с людьми. У них нет ни интереса к кампании, ни интереса к политике, и они живут другим. Лето!»

«Я думаю, дело не в лете и не в зиме. Это такой тренд – накал страстей к предвыборной кампании со стороны электората и со стороны кандидатов значительно снизился. Я думаю, что в ближайшее время так и будет, - не соглашается с Лукиным певец и композитор Лев Шапиро. - Почему? Может быть, наступила некая усталость от процесса. Наблюдая из окна своего дома встречу одного из кандидатов с жильцами, я увидел десять человек. Я уверен, что несколько лет назад весь дом был бы во дворе. В мое информационное поле залетает в разы меньше информации, чем залетало во время предыдущих кампаний».

«Вся политическая система находится в глубоком кризисе. Отсюда недоверие избирателей и к партиям, и к политикам, и к политическим процедурам. А как следствие – отчуждение, нежелание ходить на выборы, принимать участие в каких-то акциях», - считает Артем Кудинов.

Спонтанные решения

Председатель совета общественной организации «Молодые журналисты Алтая» Сергей Канарев полагает, что на ход кампании повлияла спонтанность многих кандидатов. «Решение [баллотироваться] было принято весной. Они начали хаотично искать руководителей своих избирательных штабов, делать фотографии. Я думаю, это сказывается на том, что в последний момент печатается полиграфическая продукция, сказывается на качестве программ, сказывается на финансировании кампаний, потому что средства заранее не аккумулировались, - говорит Канарев. - В мае уговорили, заставили стать кандидатом в депутаты, и человек начал ходить и думать: а где же мне урезать, чтобы создать избирательный бюджет. Сиюминутное, хаотичное решение сказывается на качестве избирательной кампании».

Сам себе технолог

Еще один тренд этого года, говорит Константин Лукин, отсутствие у партий и кандидатов политтехнологов. Кампании ведутся самими кандидатами и их окружением.

«Технологичности и продуманности нет в 90 процентах агитационно-пропагандистских материалов, потому что в Алтайском крае нет денег, - комментирует Лукин. – Нет конфликта интересов, нет конфликта элит. Здесь на избирательные кампании никто не тратит те суммы, которые тратятся в соседних регионах. На Урале, в Новосибирске мы увидим абсолютно другие кампании. Там есть конфликт интересов, там есть нанятые команды, есть борьба за мандаты».

От чего зависит явка

По мнению Константина Лукина, явку на выборы обеспечивает интрига. «Есть интрига – есть явка. Нет интриги – нет явки», - говорит политтехнолог. Сергей Канарев считает, что интрига есть на Барнаульском округе, где баллотируются вице-губернатор Даниил Бессарабов («Единая Россия») и Владимир Рыжков («Яблоко»). «Есть новые технологии, - говорит Канарев. – Рыжков давным давно ведет аккаунт в Facebook, на него работает команда, которая тоже активна в Facebook. Совсем недавно мне Бессарабов предложил подписаться на его группу. По всей видимости, рефлексируя на качество контента в группе у Рыжкова, контент в группе у Бессарабова становится более личностным. У меня сложилось впечатление, что сам Даниил Владимирович писал пост, как он встречал серебряного призера Олимпиады Сергея Каменского».

Вопрос только заключается в том, придут ли пользователи Facebook на выборы. Участники дискуссии сошлись во мнении, что скорее да, чем нет, потому что аудитория этой социальной сети наиболее политически заряжена. Активнее всего в выборах примут участие те, у кого есть аккаунты в «Одноклассниках», так как там много бюджетников и пенсионреов. А вот пользователей «ВКонтакте» признали самыми политически пассивными.

Дмитрий Негреев. 



Комментарии (0)

1000