«Медицина ближе к людям». Как меняется работа алтайской краевой клинической больницы?

«Медицина ближе к людям». Как меняется работа алтайской краевой клинической больницы?
«Медицина ближе к людям». Как меняется работа алтайской краевой клинической больницы?

Получить высокотехнологичную медицинскую помощь с каждым годом становится все проще – алтайская медицина идет в ногу со временем и становится более доступной не только для жителей крупных городов, но и районов края. Именно на это ориентируется Алтайская краевая клиническая больница. «ПОЛИТСИБРУ» побеседовал с главным врачом учреждения Валерием Елыкомовым о том, как и зачем меняется работа клиники.

Валерий Елыкомов: «Главное мерило для нас – это отношение населения».

Ориентация на село

- Валерий Анатольевич, самый важный вопрос, который интересует пациента – это доступность медицинской помощи. Особенно остро он стоит для жителей районов края. Какая работа ведется вами в этом направлении?

- Фактически краевая больница рассчитана в первую очередь на обслуживание сельского населения. Это вполне очевидный факт, ведь в крае 75 процентов - это жители районов и малых городов и только 25 процентов - жители Барнаула. И работа больницы изначально планировалась именно с ориентацией на село. Мы совершенствуем систему работы, исходя их требований наших пациентов.

Краеугольным камнем для сельского населения является вопрос доступности медпомощи. Нужно понимать, что если горожанин из-за каких-то возникших проблем может прийти в другой день, то сельчане туда и обратно за 350 километров ездить не будут. И когда случается какая-то накладка, то жители села или выбирают частные структуры, или просто уезжают домой, не получив помощи.

В центральных районных больницах (ЦРБ) нет и не было узких специалистов, таких как сосудистые хирурги, урологи, врачи центра эко, гематологи. Поэтому перед нами встала задача, разработать такую систему взаимодействия с ЦРБ, чтобы любой пациент смог получить специализированную помощь. Я не буду говорить, что мы уже создали идеальную систему – нет. Сейчас новая технология работы находится на стадии внедрения.

- Это значит, что работа краевой клинической больницы уже изменилась?

- Мы создали целую информационно-организационную систему – врачебно-диспетчерскую службу. Теперь наша больница, кардиодиспансер, онкодиспансер, краевая детская больница могут записывать пациентов из районов на свободные места в расписании. В настоящее время в систему удаленной записи на прием к нам включено 154 учреждения здравоохранения края.

Все это нужно затем, чтобы оказание специализированной помощи в первую очередь было доступно пациентам и, конечно, чтобы эта помощь оказывалась высококвалифицированными специалистами.

Когда мы включились в эту работу, то поняли, что с районными больницами не все так просто. Они должны отслеживать своих пациентов – получил ли больной помощь или нет. Но на деле часто бывает так, что человеку далекому от медицины, который работает за компьютером, отдают список больных для записи к врачам. И в таком случае пациент с тяжелым диагнозом, лечение которого нельзя откладывать, может попасть к врачу позже того, кто готов подождать консультации.

- И как вы решаете проблему очереди на запись к специалистам?

- Мы выезжаем на место. Наши врачи ездят в районы, чтобы реально смотреть, как работает эта система. Кроме того, мы ввели горячую линию. Таким способом мы имеем возможность контактировать с пациентом напрямую. Что бы ни случилось, пациент может, минуя свою ЦРБ, позвонить на федеральный номер 8-800-350-3525. Номер работает круглосуточно и в случае несогласованности или каких-то иных причин больной звонит на горячую линию, и мы связываемся с ЦРБ, уточняем, почему так произошло. В большинстве случаев в ручном режиме меняем направление больного. Таких звонков принимается до 70 в сутки. Запуск проекта «Открытой регистратуры», когда больной может записаться на прием к врачу любым способом, также направлен на повышение качества обслуживания людей, на более открытую и эффективную работу, это отнюдь не дань моде.

Главное мерило для нас – это отношение населения. В конечном итоге все нововведения должны привести к тому, что мы получим систему, которая обеспечит доступность специализированной медицинской помощи в равной степени для жителя города и для жителя села.

Для новых технологий – новые привычки

- Валерий Анатольевич, помимо самого факта получения медпомощи важно и ее качество. Как развиваются технологии, и о каких доступных нововведениях сейчас можно говорить?

- Технологии постоянно развиваются, вводятся новые методики лечения и самое сложное – донести это до населения. Например, раньше были курсовые формы лечения. И старшее поколение особенно привыкло к тому, что нужно получить курс лечения два раза в год. Чаще всего это внутривенное капельное введение препаратов. Донести до больного, что эффект курсового лечения краткосрочный, очень сложно. То, что при необходимости лечить хроническое заболевание постоянно, нужно переходить на таблетированную форму, понимают и принимают далеко не все пациенты.

Изменились технологии лечения многих заболеваний. К примеру, региональный сосудистый центр, работающий с 2008 года, выработал новый подход к лечению инсульта. Больной поступил с тяжелым ишемическим инсультом и находится в коматозном состоянии. На третьи сутки, когда он еще не пришел в себя, его «вывешивают» в вертикализатор и двигают ноги. Восстановление нервных структур происходит как у ребенка. Это общий механизм, при котором формируются определенные связи, утраченные в результате инсульта, а через движение они восстанавливаются. Раньше все боялись инсульта как огня. Было так, что поступил больной – ему давались определенные препараты, а человек чаще всего оставался парализованным. Сейчас у нас до 60 процентов больных после инсульта стали выходить из больницы на собственных ногах. И это говорит о том, что восстановлены трудовая и социальная активность.

В целом мы получили снижение смертности по региону за 10  лет свыше 16 процентов, а средняя продолжительность жизни поднялась до 70 лет. Такие центры как наша больница продолжают развиваться технологически, и это дает конкретный видимый результат.

Созданный четыре года назад центр по трансплантации органов и тканей также развивался у всех на глазах. Мы помним первую трансплантацию, десятую, сейчас врачи провели уже 46 трансплантаций почек и 10 – костного мозга. 15 июля мы провели уникальную операцию – пересадили печень.

Я считаю, что те технологии, с которыми мы работаем, дают пусть не сиюминутный, но уверенный и эффективный результат.

Молодое подспорье

- Развитие невозможно без квалифицированных кадров. Есть ли проблемы с ними?

- В любом районе Алтайского края есть три главных вопроса – финансы, технологии и кадры. И вопрос кадров стоит очень остро. В свое время государство запустило программу свободного распределения выпускников-медиков. Суть в том, что выпускник, закончив, к примеру, наш Алтайский медуниверситет, при условии, что он не учился от какого-то района или определенной организации, попадает в свободное распределение и идет, куда захочет. При этом всем известно, что с кадрами ситуация в селах обстоит не лучшим образом. Чтобы хоть как-то привлечь специалистов в районы у нас в крае запустили программу «Земский доктор», по которой  молодому врачу дают миллион рублей и направляют в район. Эта программа существенно сняла напряжение, однако остался вопрос – в какой район направляют этого специалиста? В тот, с которым он заключил договор? Но чаще всего это ближайшие к Барнаулу районы. Поэтому государство ищет другие решения. И одно из них – это отмена специализированной интернатуры с 2017 года.  

Это значит, что выпускник не сможет сразу после университета работать узким специалистом –например, врачом-гастроэнтерологом, кардиологом. Он едет работать в первичное звено и, кроме того, три года не имеет права работать в частной структуре. Это серьезное решение Минздрава и, по моему мнению, врачебное сообщество должно вздохнуть свободнее. Сейчас у нас существует большой разрыв между теми врачами, которые вышли на пенсию, но продолжают работать, и молодыми медиками, которых очень мало. У нас нет молодого подспорья. С отменой специализированной интернатуры нам будет, кому передавать знания.

- На ваш взгляд, что может привлечь молодежь в профессию?

- В первую очередь молодых специалистов интересует заработная плата и жилье. Мы объясняем, что у только пришедшего в профессию человека зарплата не может равняться той, что получает, к примеру, заведующий отделением – за ним армия вылеченных благодарных пациентов. На первоначальном этапе нужно нарабатывать опыт, а с ним придет и все остальное.

Вопрос жилья не менее важный и то, что администрация края в этом году вручила врачам ключи от служебных квартир – это огромная поддержка для профессионального сообщества. 27 наших сотрудников - врачей, медсестер и технических работников получили квартиры. Мы очень благодарны, что администрация не отодвигает на второй план быт врачей.

И краевая клиническая больница старается делать все, чтобы привлечь молодежь, оказывать высококвалифицированную помощь своим пациентам, развивать технологии. Мы – флагман краевой медицины и понимаем свое предназначение.

Маргарита Перегудова.

Фото из архивов Краевой клинической больницы.



Комментарии (0)

1000