Быть ли в Алтайском крае опорному университету

Быть ли в Алтайском крае опорному университету
Быть ли в Алтайском крае опорному университету

Аналитический центр СМГ подготовил объемную записку «О создании опорного университета в Алтайском крае». Документ состоит из нескольких глав, описывающих, в том числе, обоснование необходимости создания региональных опорных университетов, обсуждение идеи создания опорного университета в Алтайском крае и позицию краевых властей.

В аналитической записке отмечается, что программу создания опорных вузов, которая вызвала дискуссию в профессиональной среде и органах власти региона, Министерство образования и науки РФ объявило в 2015 году. После отставки Дмитрия Ливанова с поста министра образования идея создания опорных вузов не была отвергнута. Выступая на форуме «Развитие высшего образования» 26 августа 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал проект создания опорных университетов правильным.

«Почти через 90 лет после реформы 1930-х предстоит заново собрать университеты как организации, способные брать на себя большие и сложные задачи в региональном и федеральном масштабе. Поэтому мы считаем, что кроме небольшой группы  университетов, способных конкурировать за высокие позиции в мировых рейтингах, должна сложиться группа из 100–120 распределенных по всей стране вузов, которые смогут выполнить роль концентраторов образования, инноваций и исследования, писал в 2015 году Дмитрий Ливанов в «Ведомостях». - Формирование и опережающее развитие этих опорных региональных университетов путем объединения узкопрофильных вузов и НИИ – главная структурная задача образовательной политики ближайшего десятилетия».

В 2015 году Минобр выпустил документы, необходимые для объединения вузов и создания опорных университетов. В конце прошлого года 15 вузов подали заявки на создание опорных университетов. 11 из них были удовлетворены и в стране уже создано 11 опорных университетов. В основном, происходило объединений вузов схожего профиля. Например, к Омскому государственному техническому университету присоединили университет дизайна и технологий, а к Волгоградскому техническому университету – архитектурно-строительный университет. Правда, есть и исключения из этого правила. Например, Костромской государственный университет был присоединен к Костромскому государственному технологическому университету.

В Алтайском крае обсуждение идеи создания опорного университета началось в конце прошлого года. «Если в регионе не появится опорный вуз, существует реальная угроза, что у нас останутся только вузы широкой бакалаврской подготовки, то есть, здесь не будут представлены программы магистратуры и аспирантуры, не будет диссертационных советов. Как следствие, сократится объем федерального финансирования хотя бы за счет того, что вузам выделят меньше бюджетных мест», - заявил на заседании совета ректоров ректор Алтайского госуниверситета Сергей Землюков.

Этой темы Землюков коснулся и во время перевыборов ректора АлтГУ. «Больше дополнительных средств, кроме как через опорный вуз, нашему университету никто не даст. А без этих денег мы не разовьем нашу материальную базу, не поддержим нашу науку и образование. Поэтому наша задача – создать на базе АлтГУ опорный вуз!», - заявил он на встрече с преподавателями и сотрудниками исторического и географического факультетов 23 марта 2016 года.

Ректоры других вузов отнеслись к идее скептически. «На мой взгляд, укрупнение создает больше проблем, чем решает поставленные задачи. Если объединить несколько сильных вузов, этот новый вуз не обязательно будет гарантировать ожидаемое высокое качество образования, - заявила ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Лазоренко. - Эту мысль высказывал еще в начале реформы высшего образования ректор МГУ Виктор Садовничий: «Если вузы укрупнять, это не значит, что проблема решится. Практика говорит, что есть небольшие вузы, но очень сильные и нужные».

Руководство края относится к созданию опорного университета если не скептически, то очень осторожно. Губернатор Александр Карлин заявил на заседании совета ректоров 12 ноября 2015 года, что не поддержит «никаких инициатив, если не будет четкого убеждения в том, что в реформаторских процедурах мы ни в чем не теряем качественно. Имею в виду и качество образовательного пространства, и сохранение научного потенциала, который существует сегодня на площадках вузов Алтайского края».

Позже Карлин также высказывался на тему создания опорного университета: «Я не скрываю своего осторожного отношения к этому вопросу. Наша система образования имеет свои исторические особенности. Она очень непросто создавалась, и жестко ее переформатировать – это огромные риски. Поэтому я не противостою генеральной линии, я не могу ей противостоять, но я буду делать все, чтобы такое укрупнение или создание опорного вуза было минимально травматично для нашей системы высшего профессионального образования».

«В настоящее время в обсуждении проблемы создания опорного университета в Алтайском крае участвуют только две стороны – исполнительная власть региона в лице губернатора и вузовское сообщество в лице ректоров. При этом если губернатор Александр Карлин достаточно определенно формулирует свои опасения, вызванные заботой о развитии региона, то ректоры высказываются или о получении дополнительного финансирования для своего университета, или о сохранении независимости вуза, неприсоединении его к другим учреждениям высшего образования», - говорится в заключительной части аналитической записки.

В записке также констатируется, что до сих пор без ответов остается ряд вопросов, которые со всей определенностью возникнут в процессе объединения университетов.

- Какие университеты будут вовлечены в процесс объединения? На чьей базе будет

создаваться опорный университет?

- Как будет определяться номенклатура направлений подготовки в опорном университете?

- Увеличится или уменьшится бюджетный набор в опорном университете по сравнению с

бюджетным набором в объединяемых вузах?

- Как будет строиться кадровая политика в опорном университете, в частности, при

назначении руководителей структурных подразделений и руководителя вуза?

- Будет ли сокращен профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав

объединяемых университетов? Кто займется трудоустройством оставшихся без работы

кадров?

- Будут ли к обсуждению идеи создания опорного университета привлечены работодатели

как заказчики квалифицированных кадров?

- Доступность высшего образования – одна из характеристик уровня жизни в регионе. Как

в обсуждении идеи создания опорного университета будет принимать участие население

края?



Комментарии (0)

1000