Сколько еще учителя будут работать на чистом энтузиазме?

Сколько еще учителя будут работать на чистом энтузиазме?
Сколько еще учителя будут работать на чистом энтузиазме?

На днях губернатор Алтайского края Александр Карлин сообщил, что в ближайшие десять лет в крае будет построено более 25 новых школ. Недостатка в учениках точно не будет, чего не скажешь об учителях. Кадровая проблема в образовании с каждым годом нарастает, как снежный ком.

Перед началом нового учебного года в школах Барнаула обнаружился дефицит учителей иностранного языка. Проблема, говорят, не новая, но в этот раз специалистов искали буквально по всему городу. При этом коллеги из соседних школ от выгодной, казалось бы, подработки отказывались – у самих нагрузка выше некуда. «Горячая» вакансия не привлекла студентов и выпускников ЛИИНа. Красноречивее здесь говорит статистика. Недавний пример - в начале учебного года в Октябрьском районе в школы пришло работать семь молодых учителей иностранных языков. К концу учебного года в профессии остался только один.

Также остро стоит вопрос по учителям физкультуры. Многочисленные выпускники спортфака, в большинстве своем молодые парни, не готовы и работать за 8 тысяч рублей в месяц. Новая система оплаты труда, введенная в 2008 году, также не на стороне молодых специалистов. Кстати о том, что система давно доказала свою несостоятельность, говорят в системе образования все. По-настоящему несправедливым педагоги считают то, что за одинаковую нагрузку в большой школе на 800 и больше учеников они получают одну зарплату, а там, где учеников около 500 - уже на три, а то и пять тысяч меньше. При этом стимулирующие выплаты, которые составляют 30% от всей зарплаты педагога, нещадно урезаются каждый год. Особенно это стало заметно в начале 2016-го. Повышение МРОТ вообще не сказывается на доходах учителей, потому что зарплата формируется не по ставке, а по другой схеме. Таким образом, уборщица в школе, работающая несколько часов в день, получает больше, чем молодой учитель математики, дающий более 20 уроков в неделю.

Проблем в образовании много, но корень их – это низкая зарплата, подрывающая и зарывающая престиж профессии учителя. Можно сколько угодно увеличивать число бюджетных мест, количество вузов и специальностей, пытаться перекроить систему и без того невысоких выплат, но это будет только закапывать ситуацию все глубже.

Средний возраст учителей в Барнауле сегодня 40-45 лет. Система держится фактически на энтузиастах, преданных профессии. И ситуация в Алтайском крае типичная для большинства регионов.

Зарплата учителей и в советское время была небольшой, но достойной. В начале 1980 годов ее значительно повысили. Вот и теперь, чтобы поднять престиж профессии, чтобы привлечь молодежь, нужно не только вливать миллионы в здания и оборудование, но и поднять уровень жизни самих педагогов.

Алла Филиппова. 

Фото aif.ru



Комментарии (0)

1000