Владимир Мау: «Остановка роста экономики и падение цен на нефть начались еще до санкций»

Владимир Мау: «Остановка роста экономики и падение цен на нефть начались еще до санкций»
Владимир Мау: «Остановка роста экономики и падение цен на нефть начались еще до санкций»

О том, почему кризис – это хорошо, что необходимо предпринимать правительству для выхода их непростой экономической ситуации и как нужно управлять доходами от нефти рассказал ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау. Речь об этом шла вчера на международной научно-практической конференции в Барнауле.

Отсутствие кризиса – это не развитие

Владимир Мау отмечает, что отсутствие кризиса в стране приводит к разрушению экономики в целом.

«Когда в стране нет кризиса, это печально для экономического развития, потому что современное экономическое развитие, современный экономический рост последние 200-250 лет предполагает кризисы. Чем динамичнее и эффективнее рост на докризисной фазе, тем сложнее бывает во время кризиса. Длительное отсутствие кризиса в Советском Союзе привело к тому, что экономика страны рухнула. Поэтому кризис – это нормальный элемент экономической динамики. Например, до 19 века не было экономического кризиса, но и не было экономического роста», - рассуждает эксперт.

Экономист отмечает, что развитие России в предыдущие 10-12 лет было беспрецедентно эффективным. Из первого десятилетия 21 века страна вышла с высокими резервами и запасами прочности, что помогает России противостоять тем вызовам, с которыми сталкивается страна и экономика сейчас.

Владимир Мау отмечает, что нынешний кризис – это сочетание двух типов кризиса.

«Во-первых, это структурный кризис, кризис предыдущей модели экономического роста. Обычно через 15-20 лет модели экономического роста сталкиваются с тем, что резервы предыдущего роста оказываются исчерпанными, и возникает новая модель управления. Второй источник кризиса связан с внешними «шоками». В данном случае это падение цен на нефть и санкции», - рассуждает Мау.

Торможение было еще до санкций

Однако в понимании эксперта, торможение экономики происходило еще до ввода санкций.

«Остановка роста экономики, падение цен на нефть начались еще до санкций. Структурные проблемы экономики обусловлены гораздо более глубокой природой. Поэтому и президент и правительство и Минэкономразвития говорят о формировании новой модели роста экономики», - подчеркивает ректор академии народного хозяйства.

О задачах на будущее

Сейчас правительству страны необходимо решить две задачи – остановить спад экономики и запустить новые механизмы роста. России следует выйти на ту траекторию роста, которая была характерна для нее в предыдущие 10-12 лет. И это, по мнению Владимира Мау, самая сложная задача.

При этом эксперт оценивает поведение правительства довольно положительно. По его словам, правительство избежало почти всех возможных ошибок. Для макроэкономического роста России необходимы низкая инфляция и корректная бюджетная политика.

«Рост цен на нефть, приток иностранной валюты привел к укреплению рубля, что тормозило экономику. Центробанк должен был покупать валюту и эмитировать рубли. У низких стабильных цен на нефть есть преимущество. Это может запустить более здоровый механизм роста. Если у нас низкая инфляция, то и более низкие процентные ставки и доступные кредиты. Соответственно, начинают развиваться отрасли, не связанные с сырьем.  И тогда запускается экономический рост. Падение цен на нефть спасло Россию от «голландской болезни», это когда импорт конкурентоспособнее отечественного производства», - отмечает Владимир Мау.    

Как правильно управлять доходами от нефти?

Как поведут себя цены на нефть, по словам экономиста, предугадать невозможно, однако определить бюджетные правила необходимо и на случай их роста. Однако повышения цен все-таки не предсказывается.

«Когда у вас много ресурсов, избыточные рентные доходы создают дополнительные проблемы для государства. Мы знаем три способа управления рентными доходами. Это Венесуэла и Советский Союз, где все доходы от ренты тратились на текущее развитие. Это Россия, где часть шла на расширение бюджетных расходов, а часть выводилась в резерв. И Норвегия, которая все доходы от нефти не пускает в бюджет, формирует фонд страны, который превышает ВВП. В Советском Союзе при падении цен на нефть произошла катастрофа. Похоже, сейчас она происходит в Венесуэле - минус 10% по итогам прошлого года. В России спад минус 3,7%. В Норвегии снижение темпа роста экономики с 2 до 0,9%. Это важный урок. По-видимому, Норвегия демонстрирует более эффективную модель управления», - рассуждает экономист.

Импортозамещение должно быть конкурентноспособным

«Это не производство аналогов иностранных товаров за более высокую цену. Это производство товаров, которые могут быть конкурентоспособными как внутри страны, так и за рубежом. Также это поддержка тех предпринимателей, которые показали, что готовы экспортировать свою продукцию. И речь не о сырьевом экспорте», - заключил Мау.

Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в России на современном этапе» проходит в Барнауле в эти два дня. Ее приурочили к юбилейной дате. Алтайскому филиалу Российской академии народного хозяйства и государственной службы в этом году исполняется 15 лет.

Фото: evraz-news.com



Комментарии (0)

1000