Глава Барнаульского горэлектротранса рассказал, почему за трамваями будущее

Глава Барнаульского горэлектротранса рассказал, почему за трамваями будущее
Глава Барнаульского горэлектротранса рассказал, почему за трамваями будущее

Барнаульский горэлектротранс – предприятие с историей. Несколько лет назад новому руководству удалось прервать серию банкротств и встать на нужные рельсы. Сегодня ГЭТ одно из самых успешных предприятий электротранспорта в Сибири. Каковы перспективы предприятия и почему за трамваями будущее, «ПОЛИТСИБРУ» рассказал директор Александр Семыкин.

Стали миллиардерами

Два года назад горэлектротранс сумел погасить задолженность и завершить череду банкротств, тянувшихся несколько лет.

Банкротом «Горэлектротранс» первый раз был признан в 2005 году, затем в 2011 году. Процедуру инициировала «Барнаульская горэлектросеть»: предприятие задолжало энергетикам около 40 млн рублей. Общий долг по кредитам тогда превысил 100 млн рублей.

«Горэлектротранс» пытался ситуацию урегулировать: продавал имущество, на предприятии разрабатывались планы по выводу из кризиса, продумывались новые маршруты, оптимизировались и ликвидировались старые, не рентабельные. Ситуация менялась незначительно. В 2012 году горэлектротранс сам подал на банкротство. Долги были уже перед Пенсионным фондом и налоговыми органами – 145 млн рублей.

«Когда я пришел на предприятие, (в 2011 году – прим.ред) долгов было 267 миллионов, в том числе 156 миллионов просроченных. Но мы смогли из этого кризиса выйти и сегодня из убыточного предприятия вышли на хоть и небольшую, но прибыль», - говорит Семыкин.

По итогам 2015 года, ГЭТ стал миллиардером. Объем доходов составил 1 млрд 126 млн 466 тыс., это немного превышает уровень прошлого года. Директор отмечает, что несмотря на то, что предприятию удалось выйти из минуса, большие затраты не позволяют говорить о внушительной прибыли. Самая большая статья расходов предприятия - это зарплата, однако оплата электроэнергии и другие платежи также отнимают приличную часть.

«Мы сегодня являемся одним из самых крупных налогоплательщиков, платим около 190 миллионов. Еще более 170 миллионов уходит на оплату электроэнергии», - рассказал директор ГЭТ. Он отмечает, что показатели предприятия одни из лучших в Сибири.

Выручка от пассажироперевозок в 2015 году составила 844 млн 752 тыс. рублей, что превышает показатели 2014 года на 4%. Остальные доходы предприятие получило от услуг социального такси, подсобно-вспомогательной деятельности (реклама, сдача в аренду площадей и т.д.).

Семыкин замечает, что установленный в 2015 году единый тариф для всех перевозчиков – 17 рублей -  никак не отразился на объеме перевозки горожан. Постоянные пассажиры не изменили удобным маршрутам электротранспорта, и заметного потока новых пассажиров в ГЭТ не отмечают

«Нам удалось сохранить пассажиропоток на уровне прошлого года – 65,5 миллионов человек в год. Нас это радует», - отмечает Семыкин.

Внедрить новые технологии

 

За последние два года Барнаульский горэлектротранс провел несколько масштабных реконструкций. В 2013 году была открыта обновленная станция «Докучаево».

Сегодня это самая крупная станция в Барнауле, на ней сходятся четыре маршрута. В час через нее проезжают 43 трамвайных вагона. Со станции совершается более тысячи рейсов в день. В течение рабочего дня станцией пользуются около 600 линейных водителей и кондукторов электрического транспорта Барнаула, проходит более 25 тысяч пассажиров.

На реконструкцию предприятие инвестировало около 29 млн рублей собственных средств.

«Мы восстановили пути, по сути, рельсы лежали прямо на земле. Полностью восстановили изношенную уже энергетику. Сделали все достойно, как должно быть на современной станции», - рассказал Александр Семыкин.

Помимо ремонта путей и разворотных колец была установлена система видеонаблюдения, информационное электронное табло с указанием маршрута и времени прибытия, и крытый остановочный павильон. Каждый трамвай оснащен навигационным блоком «Глонасс».

Значительно улучшились условия труда работников. Большие изменения проведены в здании диспетчерской, предназначенной для пересмены, сдачи выручки, обедов и отдыха водителей и кондукторов. Все шесть стрелочных переводов оборудованы системой обогрева и автоматического радиоуправления. В любую погоду барнаульские трамваи работают надежно.

Еще одна масштабная реконструкция прошла в 2015 году. По инновационной технологии были восстановлены три трамвайных переезда.

Ремонт был проведен на пересечении улиц Малахова — Советской Армии, Попова — Павловский тракт, Аванесова — Карева. Реконструкция обошлась городскому бюджету в 19 млн 324 тыс. рублей (за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт улично-дорожной сети).

«С 2011 года мы искали технологию восстановления трамвайных путей. Перелопатили все, изучили опыт зарубежных стран. В конечном итоге остановились на Санкт-Петербурге. Их специалисты сделали гибрид из европейской системы и внедрили. Там эту технологию удачно апробировали, и в 2015 году наши специалисты под руководством питерских экспертов отремонтировали у нас три переезда. Это как раз то, что нам нужно. Мы считаем, что эту технологию нужно развивать и продолжать. Транспортные средства, которые проходят через переезд начинают тормозить, а теперь это не требуется, переезд сделан таким образом, что машины практически не ощущают его при проезде. Это очень важно особенно для нагруженных участков», - отметил Семыкин.

Поиск современных технологий и подходов к перевозке пассажиров – один из главных векторов развития горэлектротранса.

«Мы пытаемся внедрять разные новации. Недавно установили табло на станциях. Наши остановочные пункты не должны выглядеть допотопными. Жители и гости столицы должны чувствовать себя в современном городе», - уверен директор ГЭТ.

Кроме того, весь электротранспорт оборудован видеокамерами – это фиксаторы движения и камеры внутри салона. Сейчас в трамваях и троллейбусах работают автоинформаторы, водителям не приходится, как еще лет 6-7 назад объявлять остановки.

Барнаульский горэлектротранс принимал активное участие в разработки концепции электронного билета в городе.

«Для нас это событие эпохальное, да и для населения  - важное», - сказал Александр Семыкин. Прежде всего, это даст возможность улучшить работу городского общественного транспорта, поскольку все данные об оплате проезда будут передаваться на центральный сервер, который позволит определить количество пассажиров на городских маршрутах в различные промежутки времени. «Таким образом, мы сможем избежать дублирования маршрутов городского транспорта, можно будет увеличивать или уменьшать количество транспортных единиц в определенные промежутки времени на каких-то участках», – подчеркнул Семыкин.

Внедрение электронного проездного планируется со второго полугодия 2016 года.

Транспорт будущего

Директор Барнаульского горэлектротранса уверен, что будущее именно за трамваями и троллейбусами.

Электротранспорт имеет ряд неоценимых преимуществ – это, прежде всего, экологичность, высокая провозная способность и безопасность.

«Большие автобусы выбрасывают до 26 килограммов токсинов в воздух, который вредно воздействуют на человека, а трамвай не наносит никакого ущерба экологии. Наше население пока этого не понимает», - замечает Семыкин.

По его словам, провозная способность, к примеру, трамвая, не сравниться ни с одним автобусом.

«Мы можем одновременно провести 150 человек, интервалы сделать хоть через минуту. Ни один автобус себе этого позволить не может», - говорит глава ГЭТ.

Трамвай один из самых безопасных видов общественного транспорта. Семыкин приводит в пример прошлогоднее ДТП, когда столкнулись троллейбус и трамвай. Только один человек был госпитализирован с сотрясением мозга. Никто из пассажиров не получил серьезных травм и переломов. Ущерб несопоставимый в сравнении с травмами при ДТП с автобусами, замечает Семыкин. Кстати, по итогам 2015 года ДТП совершенные по вине водителей трамваев и троллейбусов уменьшилось в два раза по сравнению с прошлым годом.

«Электротранспорт на голову выше любого вида транспорта. За ним будущее. Сейчас Европа, Китай и Япония переходит на скоростные трамваи. Это трех -, четырех или пятивагонники, двигающиеся со скоростью около 80 километров в час. Мы тоже к этому придем, я уверен по Барнаулу такие ходить будут. Это пока очень дорого для нас, но скорость и энергопотребление там совершено другое. Это на самом деле - машина будущего. Имея такие трамваи, мы могли бы доставлять население из новых районов до центра за 2 минуты. Но мы сегодня такие проекты даже не рассматриваем, в силу отсутствия средств и специалистов, которые могли бы нам запроектировать такие трассы», - заявил Семыкин.

Однако руководитель ГЭТ уверен, что сейчас нужно уходить от классического понятия трамвая и стремиться к скоростным экспрессам.

Еще одна новика электротранспорта – электробус. «Мы несколько лет назад приобретали четыре троллейбуса с автономным ходом. Но их очень мало, чтобы запустить отдельный маршрут», - рассказал директор.

По словам Семыкина, для устойчивого развития предприятию на ближайшие пять лет нужно как минимум 4 млрд рублей. Инвестиции того стоят, уверен глава ГЭТ, так как именно электротранспорт развивают сейчас в крупных мегаполисах, понимая его перспективы.

«Я могу привести в пример с десяток городов, которые разобрали рельсы, закатали их в асфальт, но от этого ничего не получили, потому что 65 миллионов горожан должны на чем-то передвигаться. Получается, что нужно добавить еще автобусов, еще больше заполонить город газами и пробками. Это не решение дорожной проблемы. Барнаул достоин развиваться по примеру западных современных городов», - уверен Семыкин. 



Комментарии (0)

1000