Человеческий фактор: как одни специалисты борются за противопожарную безопасность, а другие — за сокрытие нарушений

Человеческий фактор: как одни специалисты борются за противопожарную безопасность, а другие — за сокрытие нарушений
Человеческий фактор: как одни специалисты борются за противопожарную безопасность, а другие — за сокрытие нарушений

«ПОЛИТСИБРУ» проанализировал, какую почву имеет под собой информация о нарушениях правил противопожарной безопасности в «Молодёжном театре Алтая», и пришёл к выводу, что расставить точки на i и успокоить волнение может только одно. Это — честное сообщение об имеющихся проблемах и раскрытие плана по устранению нарушений.

Публичная информация

Как уже писали на «ПОЛИТСИБРУ», ситуация с противопожарной безопасностью государственных учреждений культуры Алтайского края вызывает вопросы. Известно, что до сих пор не устранённые нарушения правил есть в Краевом театре драмы — по данным Единого реестра проверок Генеральной прокуратуры РФ, имеется два нарушения, информации об исправлении которых нет. В краевой филармонии в 2017 году было зафиксировано пять нарушений правил противопожарной безопасности, которые, впрочем, по данным реестра, устранены. У Молодёжного театра Алтая «висит» неустранёнными девять нарушений, хотя раньше было семнадцать.

Эту информацию по любому учреждению может найти каждый, зайдя в Единый реестр проверов и введя там ИНН нужной организации. Призываем попробовать, бывает интересно. Впрочем, деталей нарушений узнать из реестра Генпрокуратуры нельзя. Там указано только то, какие пункты каких норм не соблюдены, и звучащий грозно вердикт: «Необеспечение безопасности людей» и «Неограничение распространения пожара».

По «Молодёжному театру Алтая» вопросов о противопожарной безопасности возникает больше всего. Хотя бы из-за информации, поднятой в «Российской газете». Примечательно, что эти данные, и даже информацию из реестра проверок Генпрокуратуры РФ руководство театра и культурного блока правительства Алтайского края называют ложными.

Хватит ли воды?

«ПОЛИТСИБРУ» пообщался с теми, кто был причастен к установке и контролю противопожарных систем и к проектированию «Молодёжного театра Алтая». Цель одна — выяснить, были ли соблюдены все предусмотренные изначальным проектом меры безопасности.

Отметим, что некоторые из наших собеседников попросили не называть их имя. Однако все данные зафиксированы и «ПОЛИТСИБРУ» готов их предъявить в соответствии с законом в рамках судебного разбирательства.

Один из главных вопросов по системам пожаротушения «Молодёжного театра Алтая» — это отсутствие изначально предусмотренных резервуаров. Две ёмкости для воды были нужны, так как напор воды в районе барнаульской площади Октября недостаточен для того, чтобы обеспечить тушение пожара.

Жители, живущие в окрестностях МТА, заявляют, что проблемы с напором воды в квартирах действительно есть. Они были несколько лет назад, и есть до сих пор.

За отсутствие резервуара — оштрафовали

Эксперт в области строительства, занимавшаяся проверкой соответствия здания театра его изначальному проекту, рассказала «ПОЛИТСИБРУ», что два резервуара для воды действительно предполагалось оборудовать на территории МТА. И необходимость в них есть, так как район площади Октября имеет довольно густую населённость, а коммуникации в этой территории — старые. Поэтому напор воды для пожаротушения действительно мог быть недостаточным. На это обращала внимание и упомянутый эксперт, и в то время директор театра Татьяна Козицына. Но компания, являющаяся застройщиком, не устранила недочёт.

Эти слова подтверждает работавший в МТА начальником пожарно-сторожевой охраны в 2013-2014 годах Николай Червонный. Он заявил, что к отсутствию резервуаров для воды были претензии у проверяющих органов.

— Я проработал в МТА около месяца, меня пригласили в прокуратуру и оштрафовали на огромную для меня сумму, — рассказывает «ПОЛИТСИБРУ» Червонный. — Главная претензия была именно в отсутствии резервуара. Он был необходим, так как в центре города большой «разбор» воды, давления в системе водопровода не хватит, чтобы основательно тушить пожар. Вообще, было много и других недочётов, но их постепенно исправляли. А резервуар уже установить было невозможно.

Давление для удешевления

Как рассказывает Николай Червонный, он неоднократно инициировал анализ противопожарных систем, приглашая для этого специальную лабораторию, так как сомнения в работе систем были серьёзные. Специалисту хотелось соблюсти все требования. Червонный перестал работать в МТА через некоторое время после того, как не был продлён контракт с Татьяной Козицыной.

Другой эксперт, работавший при проектировании реконструируемого здания «Молодёжного театра Алтая», заявил «ПОЛИТСИБРУ», что резервуары позже из изначального проекта убрали. Как говорит инженер, на руководство театра и проектную организацию в буквальном смысле давил орган государственной экспертизы, призывая убрать из проекта резервуары. Руководство театра противилось этому, понимая, что нужно обеспечить надлежащее тушение возможного пожара.

Инженер вспоминает, что убрать резервуары призывали для удешевления строительства МТА. Кто конкретно инициировал давление, эксперт не знает, но после этого проектная организация резервуары исключила.

Сколько удалось сэкономить на этом? И можно ли жалеть деньги на безопасность? Напомним, реконструкция здания обошлась краевому бюджету в 455 млн рублей.

Перекрытая вода

Есть ли возможность тушить пожар надлежащим образом? Обеспечен ли дополнительный напор в водопроводе? На эти вопросы «ПОЛИТСИБРУ» в ближайшее время ответят в «Барнаульском водоканале».

Но есть и другая проблема. Как уже сообщалось, при возгорании на сцене МТА должен сработать «водяной занавес» — дренчерная система. Однако зачастую, рассказали «ПОЛИТСИБРУ» руководитель проектной организации и бывший высокопоставленный специалист из краевой администрации, системы пожаротушения хоть и оборудованы, но могут эксплуатироваться по-разному.

Например, говорит проектировщик, учреждения могут перекрыть дренчерную систему, чтобы избежать её возможного случайного срабатывания и, как следствия, разлива воды. Это вполне реально. В таком случае система не сработает и при возгорании.

Остаётся надеяться, что в алтайских учреждениях, и МТА в частности, ответственные лица таким образом не делают.

Человеческий фактор и ответственность

Так есть ли все эти упомянутые проблемы в «Молодёжном театре Алтая» сейчас? Руководитель театра Ирина Лысковец заявляет, что нет. А какие именно нарушения обнаружили специалисты ГУ МЧС по Алтайскому краю, не уточняет. Более того, в социальных сетях директор назвала «лживой» информацию, основанную на едином реестре проверок Генпрокуратуры РФ. «ПОЛИТСИБРУ» в ближайшее время получит официальный ответ на этот вопрос от ГУ МЧС, прокуратуры Алтайского края и регионального управления по культуре.

Кроме того, «ПОЛИТСИБРУ» обнаружил, что 6 декабря Ирину Лысковец привлекли к ответственности по делу об административном правонарушении. Мировой суд судебного участка №5 Октябрьского района Барнаула установил, что руководитель театра не выполнил предписания об устранении нарушений.

Таким образом, мы видим, что нарушения правил противопожарной безопасности налицо. В ближайшее время мы сообщим жителям Алтайского края, насколько они серьёзны.

А пока — остаётся надеяться, что наша публикация — это единственный случай, когда мы упоминаем человеческий фактор в контексте безопасности учреждений региона от пожара.

Фото: Олег Укладов



Комментарии (0)

1000