За все в ответе: замглавы администрации Барнаула рассказал, как работают коммунальные службы города

За все в ответе: замглавы администрации Барнаула рассказал, как работают коммунальные службы города
За все в ответе: замглавы администрации Барнаула рассказал, как работают коммунальные службы города

Аварии во время нынешней опрессовки тепловых сетей прославили Барнаул в федеральной и даже мировой прессе. Летнее отключение воды - холодный сезон для горожан и горячая пора для коммунальщиков. Правда, заместитель главы администрации Барнаула Александр Алексеенко, говорит, что работникам городских служб в любые сезоны некогда расслабляться.

- Александр Иванович, в мае практически подряд произошли две крупные коммунальные аварии – на улице Попова фонтан кипятка бил до 9 этажа, на проспекте Красноармейском машина провалилась под асфальт, с чем связаны такие совпадения?

- Есть повреждения, которые можно назвать аварийными, но вот аварии, произошедшие на Попова 96 и Красноармейском – это результаты проводимой опрессовки. В это время всегда происходят порывы, ведь мы проверяем трубы высоким давлением и ветхое оборудование, нуждающееся в замене, не выдерживает. Но признаю, что коммунальных аварий, влекущих за собой такие последствия, давно не было. Можно сказать, что так сложились обстоятельства, но на самом деле трубопровод, который прорвало на улице Попова, безусловно отработал свой срок - это свыше 25 лет. Он своевременно не был заменен из-за недостатка средств. К сожалению, большое количество труб нуждаются в замене. Уже сейчас, по итогам опрессовки, ТЭЦ-3, которая выявила более 170 повреждений, объемы перекладки увеличены на 60 процентов. Мы понимаем необходимость замены ветхого оборудования, и все возможности направляем на увеличение объемов бюджетной поддержки этого направления.

В то же время наши энергетические компании за счет средств тарифа, которые туда заложены, тоже ведут определенную ремонтную работу. Объем средств, которые предприятия планируют потратить на замену сетей в этом году, также будет увеличен.

- На сегодняшний день проведение опрессовки - самый эффективный метод проверки трубопроводов?

- Это регламентное мероприятие, которое мы обязаны проводить в конце каждого отопительного сезона. Без этого органы технадзора никогда не дадут заключения о готовности инженерной структуры города для работы в зимних условиях. Не скрою, существуют альтернативные методы диагностики трубопровода. К примеру, обследование сетей с использованием акустических эффектов. Безусловно, можно таким образом определить слабые места, но участок сети, который можно исследовать с помощью этого прибора - от 200 до 400 метров. Если учесть, что у нас более 1 тысячикилометров тепловых сетей, то понятно, сколько нужно приборов, чтобы в течение двух недель произвести полное обследование. С одним таким аппаратом мы не управимся и за полтора года. При этом большая часть нашей сети уже отработала свой нормативный срок и без прибора понятно, что она должна быть заменена. Опрессовка в любом случае более эффективный метод.

- То есть без отключения горячей воды обойтись никак нельзя?

- При нашей системе теплоснабжения - нет. Чтобы наши сети выдерживали все испытания, нужно убрать все трубы, которые отработали нормативный срок. Ко всему этому заменить тепловое оборудование в бойлерных, фактически провести полную модернизацию сети.

За границей люди живут без отключения воды, потому что при прокладке трубопровода используются более износостойкие материалы. Мы сейчас также переходим на новые технологии, применяем материалы, которые почти полностью исключают наружные коррозии. Но комплексно провести модернизацию всей системы нужны не миллионы, а десятки миллиардов рублей.

 - Еще один актуальный вопрос, это аварийное состояние жилых домов на красной линии. В СМИ не раз писали, что где-то осыпается штукатурка, где-то сверху летят уже целые кирпичи, как это было недавно на проспекте Социалистическом. Какие меры сейчас предпринимаются администрацией, чтобы предотвратить подобные случаи?

- Если говорить о случае на Социалистическом, 130. Здесь две стороны вопроса: почему отвалился и что должна была предпринять управляющая компания, администрация, чтобы этот случай предотвратить.

Ремонты всех фасадов и кровли на этих домах выполнялись за счет бюджета края и города. В процессе производства работ управляющая компания дистанцировалась от этого. Вот, вы администрация города являетесь заказчиком, вот и делайте, они вроде как не при делах. После того, как произведен ремонт, даже не говоря сейчас, как он проведен, в любом случае управляющая компания отвечает за эксплуатацию и содержание общедомового имущества. Это их обязанность. Если управляющая компания обнаружила, к примеру, что не сегодня-завтра у них обвалится фасад, то она должна принять все меры, чтобы он либо не обвалился, либо осыпался, но безопасно. И вот тогда уже выяснять, кто виноват в этой ситуации. С другой стороны, я и не снимаю ответственности с заказчика работ – комитета ЖКХ. По ряду домов, которые  отремонтированы по этой программе, есть замечания, но всю необходимую работу комитет ведет. С момента ремонта фасада на Социалистическом прошло четыре года. Сейчас следствие будет устанавливать, отвалившийся кусок штукатурки подвергался ремонту или нет, подрядчик его ремонтировал или нет, а также устанавливать причину обрушения.

- С управляющими компаниями сложные отношения не только у администрации, но  часто и у собственников.  

- Проблема не в том, что компания что-то не делает, а в том, что коммунальщики воспринимают собственника как назойливую муху, а не как заказчика работ. На самом деле УК - это нанятые работники. Вот к примеру, делаю я ремонт в квартире и нанял маляра и хожу за ним, требую, контролирую. И маляр на меня тон не повышает, он подкрашивает, переделывает, потому что я ему плачу деньги. Пока у нас эти взаимоотношения не наладятся, будут такие проблемы. Вторая сторона вопроса  - это пассивность собственников. Они в большинстве случаев сами не желают разобраться или выйти на диалог с компанией.

- Какие вопросы еще актуальны для городского хозяйства в Барнауле?

- Особенность Барнаула - это большое количество жилых домов в пригородной зоне. Это наши поселки с индивидуальной застройкой. Для них сейчас злободневны вопросы качественного водоснабжения. Это связано с тем же самым износом сетей, все это влияет на качество воды. Поселки разрастаются и имеющиеся системы водоснабжения не справляются. К примеру, несколько лет назад остро этот вопрос стал с поселком Октябрьский. Все водозаборы, которые были там запроектированы, рассчитаны на полторы тысячи домов, а их там сейчас уже более 3 тысяч. Нам удалось решить проблему только за четыре года. Сейчас мы формируем программу развития пригородной зоны именно в части водоснабжения и на ее основе будет уже планово выстаивать свою работу на других территориях.

Следующей болевой точкой являются бесхозяйные сети. Этот вопрос касается не только тепловых, но и водопроводных сетей, а тенденция последних лет - это образование бесхозяйных газовых сетей. Также болевой точкой для нас является наличие значительного ветхого жилья в Барнауле. У нас порядка 170 домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. К сожалению, без достаточной господдержки мы этот вопрос быстро не решим.

- Вас можно назвать человеком неординарным, в 2014 году, чтобы урегулировать конфликт с СГК, вы залезли в люк и простояли там несколько часов. Поступок для чиновника не типичный, как вы на это решились?

- Вы говорите, поступок не чиновника, а кто такой чиновник? Это государственный служащий, а в понимании обывателя – это бездельник, чинуша, бюрократ. На самом деле чиновник – это трудяга, каких свет не видывал. Безусловно, бывают разные люди, но я работаю в органах местного самоуправления с 1999 года и таких трудяг, которые работают в районных, городской администрации еще нужно поискать. Тот объем задач, которые мы решаем при тех полномочиях и финансировании, которые у нас есть, огромен. Без преувеличения скажу, что это люди, которые работают на износ и не секрет, что текучка кадров у нас серьезная. Люди почему-то приходя на работу в администрацию думают, что это чисто руководящая должность. Написал поручение – потом взял бумагу о его выполнении и все. Хорошо бы так, но это не все. В единицу времени нужно решать массу задач. А тот случай, о котором вы говорите, там ничего героического не было. Просто в тот момент ситуация потребовала такого решения. Может такие неординарные действия склонили «Сибирскую генерирующую компанию», с которой у нас были разногласия, к более спокойному диалогу. Сегодня мы партнеры.

- Интересно, как вы реагируете на критику со стороны барнаульцев?

- Я в ЖКХ с 1985 года, за эти годы выработалась стрессоустойчивость. Справедливую критику воспринимаю адекватно. Дело в том, что особенность работников коммунальной сферы не в том, чтобы переживать, кто и что говорит, а в том, чтобы думать, как эту ситуацию быстрее исправить.

Алла Филиппова. Фото Олега Укладова.

«ПОЛИТСИБРУ» благодарит ресторацию «Горная аптека» за помощь в проведении интервью.



Комментарии (0)

1000