Создание опорного университета не повлияет на удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием – документальная публикация

Создание опорного университета не повлияет на удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием – документальная публикация
Создание опорного университета не повлияет на удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием – документальная публикация

В распоряжении «ПОЛИТСИБРУ» оказался проект аналитической записки о целесообразности создания в Алтайском крае опорного вуза. Представители алтайских вузов исследовали проблему по заданию Совета ректоров и выявили как положительные эффекты, так и риски создания опорного вуза. Предлагаем документ вашему вниманию. 

Справка

по итогам работы аналитической комиссии

 Аналитической комиссией, сформированной из представителей научно-педагогической общественности организаций высшего образования в соответствии с поручением рабочей группы Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай от 15.03.2016, разработан перечень социально-экономических и образовательных показателей, которые необходимо учитывать при принятии решения о создании регионального опорного университета в регионе (приложение 1).

В результате проведенного аналитической комиссией анализа данных выявлены возможные положительные эффекты от создания опорного университета:

  1.            дополнительные инвестиции федерального бюджета для реализации программы развития опорного вуза не менее 100 млн. рублей в год в течение трех лет (в соответствии с порядком создания опорного университета – до 200 млн.руб.);
  2.            ожидаемое снижение учебной миграции выпускников общеобразовательных организаций Алтайского края и приток студентов из других регионов;
  3.            создание условий для увеличения объема контрольных цифр приема (КЦП) по программам аспирантуры и магистратуры;
  4.            увеличение в вузе доли работников, имеющих ученую степень, в возрасте  до 39 лет;
  5.            создание новых образовательных и научных программ на стыке междисциплинарных исследований.

 Аналитическая комиссия отмечает возможность следующих рисков при создании в регионе опорного университета:

         1. дополнительные расходы краевого бюджета на  софинансирование программы развития опорного университета (до 40 млн.руб. в год) если не будет обеспечено необходимое софинансирование в объеме 20% физическими и юридическими лицами;

         2. высвобождение  в результате объединения вузов научно-педагогических работников трудоспособного возраста;

         3. временное снижение показателей мониторинга эффективности деятельности опорного университета;

         4. невыполнение опорным вузом отдельных критериальных показателей программы  развития;

         5. снижение объема КЦП по программам бакалавриата вследствие дублирования основных профессиональных образовательных программ.

Кроме того, аналитической комиссией отмечается, что создание опорного университета не окажет влияния на:

1. доступность высшего образования в регионе;

2. соответствие направлений подготовки в вузах отраслевой структуре экономики края;

3. удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием по отраслям экономики, профессиональным группам, типам поселения (город, село);

4. наличие заказа региона на научные исследования и результаты внедрения.

Приложение 1

Перечень показателей оценки последствий создания опорного университета 

 

Наименование показателя

I

Социально-экономические показатели

1

Возможный объем инвестиций из регионального бюджета на создание опорного вуза

2

Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию программы развития опорного вуза в Алтайском крае не менее 100 млн.руб.

3

Соотношение количества вузов с численностью населения региона (в сравнении с регионами СФО и регионами, создавшими опорный вуз)

4

Соответствие направлений подготовки в вузах отраслевой структуре экономики края

5

Удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием по отраслям экономики, профессиональным группам, типам поселения (город, село)

6

Количество высвобождаемых в результате объединения вузов научно-педагогических работников, в т.ч. количество НПР, имеющих ученую степень

7

Учебная миграция выпускников общеобразовательных организаций (доля выпускников школ, убывших из края для продолжения образования, от общего количества выпускников (в %)  

8

Выполнение показателей прохождения мониторинга эффективности вузов.

9

Выполнение программы развития опорного вуза (риски невыполнения).

II

Показатели образовательной среды

1

Количество дублируемых образовательных программ высшего образования в вузах

2

Количество дублируемых программ повышения квалификации и переподготовки кадров по социальному заказу региона

3

Контрольные цифры приема вузов по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры по годам

4

Доля штатных научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в возрасте до 39 лет, в общей численности основного (штатного) состава НПР

5

Средний возраст основного штатного состава НПР

6

Наличие заказа региона на научные исследования и результаты внедрения

Фото sputnikstudenta.com

Читайте также: Александр Карлин высказался о создании опорного вуза в Алтайском крае 



Комментарии (0)

1000