Эксперты рассказали о бизнес-трендах в Барнауле

Эксперты рассказали о бизнес-трендах в Барнауле
Эксперты рассказали о бизнес-трендах в Барнауле

В декабре прошлого года выяснилось, что 42% барнаульцев «выгорают» на работе. Такие данные приводит «Зарплата.ру». Предприниматели, которые занимаются собственным делом, обычно утверждают, что нашли «лекарство от эмоционального выгорания». В каких сферах малого бизнеса сегодня выгодно развиваться? С какими проблемами могут столкнуться стартаперы в Барнауле? «ПОЛИТСИБРУ» выяснил мнение опытных бизнесменов по этим вопросам.

Первым делом

Как правило, в университетах студентам объясняют, что перед открытием своего бизнеса нужно просчитать все риски, вычислить примерную точку окупаемости и тому подобное. Однако практики уверены, что никакой бизнес-план не поможет, если у начинающего предпринимателя не будет желания заниматься собственным делом, внутреннего ощущения уверенности в своем решении.

«Я думаю, начинать надо с ощущения. Если у вас есть ощущение, что нужно начинать свое дело — начинайте. Главное, долго не раздумывать. Если вы раздумываете над тем, начинать ли свое дело — не начинайте», - советует дизайнер, предприниматель и арт-директор агентства «Punk You Brands» Данил Снитко.

Большинство бизнесменов уверены, что к бизнесу нужно быть «морально готовым», то есть осознавать весь груз ответственности. Нужно адекватно соотносить свои умения со своими амбициями. «Бизнес - это тяжелый труд, это необходимость принимать сложные и иногда непопулярные решения, брать на себя ответственность за их исполнение. Этим необходимо жить», - поделился гендиректор компаний «АМЗ Газэнергомаш» и «Алтайский промышленный Союз» Дмитрий Абалымов.

Чтобы понять, в какой именно момент начинать свое дело, нужно иметь особое чутье. «У нас есть такая теория: когда к тебе приходит какая-то классная мысль, или видишь, что кто-то уже из твоих друзей начинает предпринимать что-то «бизнесовое», то это значит, что кто-то в соседней квартире это уже придумал и делает. Поэтому, когда нас озаряют какие-то подобные мысли, мы стараемся это максимально быстро делать», - поделился в интервью «Комсомольской правде» совладелец сети мини-кофеен «Kennedy`s Coffee» Борис Родионов.

Уже позже все внутренние ощущения, желания и чаяния стартаперов должны быть подкреплены просчетами финансовой модели бизнеса.

Лови волну

Немаловажным аспектом в начинании собственного дела является вопрос времени: когда начинать свой бизнес, как вовремя зайти на рынок, «поймать волну»? Большинство бизнесменов в один голос твердят: «Не нужно ловить волну, надо быть волной».

Так случилось у Бориса Родионова и его напарника Андрея Устьянцева, которые привили барнаульцам культуру «coffee to go» или «кофе с собой», а теперь открыли магазин крафтового пива «Стаут Маклауд». Своего рода первопроходцем стал и один из основателей реалити-квеста «Взаперти» в Барнауле Михаил Меламед, после которого квесты в городе начали появляться, как грибы после дождя. Основателем первого в Барнауле модного барбершопа «Фирма» стал Валерий Мурзаканов. Это только несколько из довольно многих примеров, когда риск открыть что-то кардинально новое в городе оказывался оправданным.

Бизнесмены-практики подсказывают: большинство стоящих идей можно подсмотреть в других городах, например, в Москве. Однако нужно учитывать, что жители должны быть готовы к нововведениям. Выражаясь языком бизнесменов, «может не зайти сразу».

«К нам обычно тренды доходят из западной части страны с опозданием в пару-тройку лет. К примеру, бум барбершопов, кофе на вынос, вейп-шопов и крафтового пива в столице случился лет 5 назад и уже находится на спаде, а у нас эти темы популярны: до сих пор открываются и новые барбершопы, и места с пивом для ценителей. Некоторые тренды нас как-то миновали — например, митбольные», - делится Снитко.

Некоторые бизнесмены считают, что следить за тенденциями на Западе – это путь наименьшего сопротивления. Важнее придумывать что-то свое, аутентичное, а не следовать за большинством.

«В основном все начинают спонтанно, повторяют друг за другом, «делят один и тот же пирог». В итоге доходы падают, люди разоряются, а виновато опять государство. Все же задача бизнесмена - придумать такое решение, чтобы это направление стало прибыльным за счет его личных разработок и внедрений, тогда и конкуренты близко не подберутся», - считает Дмитрий Абалымов.

Золотая жила

Барнаульские бизнесмены уверены: нет универсального «рецепта успеха». Невозможно на 100% точно назвать определенную сферу деятельности, в которой на сегодняшний день было бы выгодно реализовываться новичкам. Однако они выделяют некоторые направления бизнеса, у которых все же есть определенный потенциал.

 Одно из таких направлений – IT- сфера. «У нас неожиданно сильная позиция в сфере IT — в крае базируется несколько компаний если не мирового, то уж федерального уровня точно. Даже IT-парк собираются открывать», - делится Данил Снитко.

Перспективным это направление считает и руководитель компаний «Mitra» и «Freematiq» Денис Газукин. «Нужно развивать сферы, которые бы привлекали деньги. Это к слову об IT. Я знаю, что у нас больше 100 компаний в Барнауле, которые работают сфере digital, но особых успехов добиваются немногие. К сожалению, кроме того, что это интересная сфера, нужно еще и думать, и быть предпринимателем», - рассказал в интервью «Комсомольской правде» Газукин.

Другое направление – общепит, в частности стритфуд. Под тему доступной и вкусной уличной еды подпадают и бургеры, и шаурма, и лапша-вок. А вот к натуральным фермерским продуктам наш народ более равнодушен, считают специалисты. Дело в том, что Алтайский край – аграрный, и такие продукты скорее воспринимаются как данность. Алтайские продукты лучше отправлять на экспорт, уверены бизнесмены.

«Бургерные можно было смело открывать в Барнауле в 2015 году. Однако кризис так ударил по карману людей, что этот тренд прервался ровно на Новосибирске. Только сейчас, в 2017 году бургеры вновь будут в тренде. Хоть они уже и не мега-модные, их надо позиционировать просто как хорошую еду», - считает Родионов.

Создательница арахисовой пасты «Joy food» Ольга Новикова, в свою очередь, считает, что хоть в городе и много заведений общепита, однако по-настоящему хорошей кухней из них мало кто отличается. «Если бы сейчас открылось какое-то симпатичное заведение с классной кухней, оно бы было в тренде. Кухня, которая была бы близка к мишленовской, а не бургерные», - уверена предпринимательница. В качестве очередного примера трендового бизнеса она назвала производство лофтовой мебели.

Михаил Меламед уверен, что «в России люди никогда не перестанут делать две вещи, несмотря на то, что у них с деньгами и в какой бы сложной ситуации они ни находились, - пить и развлекаться». Кстати, магазины крафтового пива многие отмечали в числе особенно модных и перспективных направлений. Интересным вариантом для бизнеса Борис Родионов считает сеть студенческих баров прямо на территории кампусов. Это повысит лояльность к вузу у студентов, а также будет для них своеобразным развлечением.

А вот насчет нашумевших барбершопов, как ни странно, у некоторых специалистов закрадываются сомнения, прибылен ли этот бизнес на данный момент. Прайс на стрижки бьет по карману людей, которые живут в условиях кризиса. «Кажется, что барбершопы живут на какой-то минимальной самоокупаемости, либо только на зарплату работникам и «микрохлебушек» для создателя этого бизнеса», - считает основатель «Kennedy`s Coffee».

Денис Газукин утверждает, что сейчас существуют очень хорошие предпосылки для создания удаленных офисов, потому что мир сжался. В Барнауле можно размещать здесь сервисные центры, call-центры, центры разработки, какие-нибудь дизайнерские или архитектурные агентства.

Кроме того, больших успехов наши бизнесмены добиваются в сфере машиностроения. «Я не слежу за модой, я слежу за коллегами по машиностроению. Сейчас у нас оно хоть как-то развиваться начало. Все активные предприятия отрасли объединились в кластер «АлтаКАМ» и просто произвели фурор на прошедшем «Дне Российского поля 2016 года». Мы не просто догнали, а по некоторому оборудованию начали перегонять конкурентов», - поделился Абалымов.

«Вообще сфера не определяет успех бизнеса, равно как и идея. Для бизнеса определяющей является личность предпринимателя. Конечно хорошо работать на восходящих трендах. Это как в парапланеризме: ветер дует вверх – ты поднимаешься, ветер дует вниз – опускаешься», - отмечает Газукин.

Насущные проблемы

Главной проблемой барнаульского бизнеса эксперты считают произошедший в конце 2014 года экономический кризис. Все отмечают, что люди стали беднее в несколько раз, соответственно, далеко не все могут себе позволить из того, что предлагается на рынке товаров и услуг.

Также многие отмечают, что за последние два года участились случаи, когда предпринимателей пытаются «ошарашить каким-то новым законом». Сейчас все меняется очень быстро, законы становятся непонятны, сетуют предприниматели.

Что касается стартового капитала, то сомнительной для бизнесменов представляется реальность шанса получить грант от государства на развитие. «Один из более реальных способов получить деньги – это краудфандинг. Например, на сайте planeta.ru люди выкладывают свои бизнес-планы и собирают деньги таким образом», - говорит Новикова.

Есть еще одна распространенная проблема – отсутствие мотивации у начинающих свое дело. «Нам не хватает фильмов, таких как «Высота», «Карьера Димы Горина». На том, что сейчас показывают по телевизору, трудовую молодежь не воспитаешь», - убежден гендиректор «АМЗ Газэнергомаш».

Часть бизнесменов считает, что даже из кризиса и санкций можно получить для себя выгоду. «Все это заставляет шевелиться, придумывать, подстраиваться под новые потребности населения. Любой кризис — это не распад и деградация, а переход на качественно новый уровень, и об этом стоит почаще вспоминать в самые тяжелые моменты. Скорее можно деградировать в «сытые» времена, поддавшись довольству и застою», - считает Данил Снитко.

В завершение отметим, что журнал «Генеральный Директор» составил рейтинг наиболее перспективных рыночных ниш на ближайшие 5-10 лет. В него вошли такие сферы бизнеса, как, например, онлайн-продажа и доставка продуктов, трехмерная печать, утилизация отходов, сопровождение пожилых людей, сельское хозяйство, и еще 15 направлений.

Дарина Белоусова.

Фото - surfingbird.ru.

 



Комментарии (0)

1000