Дотянуться до звезды: Как в Алтайском крае готовятся к классификации отелей?

Дотянуться до звезды: Как в Алтайском крае готовятся к классификации отелей?
Дотянуться до звезды: Как в Алтайском крае готовятся к классификации отелей?

В 2019 году в России в силу вступит закон, согласно которому гостиницы и иные средства размещения будут подлежать обязательной классификации. Новые строгие правила установят четкие критерии присуждения «звездности» гостиницам. Пока предприниматели в Алтайском крае только пытаются свыкнуться с мыслью, что им придется перестраивать свой бизнес, который пока большого количества «звезд с неба не хватает».

Именем закона

Для гостиниц вопрос по классификации не нов. Еще в советское время была так называемая разрядность гостиниц, от которой зависела, в том числе, и стоимость номеров. В 1994 году был разработан стандарт «Классификация гостиниц». Он был очень маленький, всего на восьми страницах, но это была первая попытка классифицировать учреждения размещения постояльцев. Уже с 1996 года аккредитованные органы начали заниматься этим вопросом. Действующий приказ на сегодняшний день – Приказ Минкультуры РФ от 11.07.2014 №1215.

5 февраля 2018 года президент России подписал Федеральный закон №16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 января 2019 года. То есть осталось буквально полгода до того, как этот закон заработает.

Под классификацию попадают не только гостиницы, но и другие средства размещения. Многие местные эксперты отмечают, что сейчас «звезды» алтайским гостиницам присваиваются абы как: это может быть, например, решение трудового коллектива или собственника. Новая классификация как раз призвана это исключить.

Итак, закон гласит, что административная ответственность наступит с 1 июля 2019 года для гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров. Таких крупных гостиниц в Алтайском крае наберется максимум до 20 штук. Они уже давно знали о том, что им надо готовиться к классификации. В некоторых из них идет большая реконструкция номерного фонда. С 1 января 2020 года классификация коснется и гостиниц с номерным фондом более 15 гостиничных номеров. Именно эта вторая волна по классификации будет самой большой. А с 1 января 2021 года классификация охватит все гостиницы.

Из двух зол

Эксперты считают, что пройти процедуру классификации гостиниц будет гораздо выгоднее для владельцев, чем платить потом в случае выявления каких-либо нарушений штрафы. Причем остаться «за бортом» классификации будет невыгодно и в плане дальнейшего сотрудничества, например, с агентствами бронирования гостиниц.

«С 1 января 2019 года одна из основных компаний в Алтайском крае, которая занимается бронированием гостиниц, ООО «Инком», не будет заключать договоры с теми средствами размещения, которые в первую волну классификации должны были, например, предоставить свидетельства, но не сделали этого. Компании по бронированию гостиниц не хотят брать на себя такую ответственность, ведь штраф в случае чего придется платить именно им», - объясняет председатель Алтайской региональной Ассоциации «Алтайское гостеприимство» Татьяна Малышева.

По ее словам, должностные лица в случае нарушений должны будут уплатить штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а для юрлиц, в частности, согласно просчетам по алтайским гостиницам, сумма исчисляется в миллионах. По предварительным данным, в зависимости от «звездности» стоимость работ по классификации может варьироваться от 12 тысяч и до 130 тысяч рублей.

«Сама по себе стоимость работ по классификации небольшая, основные вложения потребуются на доведение средства размещения до такого уровня «звездности», на который претендует предприниматель», - пояснила эксперт.

В Барнауле ведется реконструкция в гостиницах «Алтай», «Барнаул», «Ника» и «Русь»

Новинки классификации

Один из принципиально новых пунктов Положения – деление классификации на подсистемы «звезд» и «ключей». «Звездность» будет применяться для отелей (гостиниц), курортных отелей, мини-отелей (мини-гостиниц), апарт-отелей, мотелей, домов отдыха, пансионатов, загородных отелей (загородных гостиниц), парк-отелей, турбаз. Количество категорий осталось прежним – шесть, но статус действующей системы 2014 года «без звезды» пропал, зато появился «три звезды «супериор». Между тем именно категория «без звезды» была некой палочкой-выручалочкой для бизнесменов, они пользовались ей, объясняя это тем, что потребитель знает их и так, а переплачивать за звезды никто не хочет.

Еще одно изменение в системе – в категориях номеров. На сегодняшний момент их 10: пять высших – сьют, апартаменты, люкс, студия, джуниор сьют; а также «первая». «вторая», «третья», «четвертая» и «пятая» категории. Положением о классификации предусмотрены три категории номеров: «высшая», «стандарт», «эконом».

Кочующие хостелы

Татьяна Малышева рассказала, что ассоциация «Алтайское гостеприимство» на бизнес-завтраке с директорами гостиниц проанализировала на основе данных 2ГИСа, за счет каких средств размещения прирастает Барнаул. Тогда выяснилось, что прирост обеспечивают в основном гостиницы до 15 номеров. При этом очень много гостиниц, в которых 3 номера (мини-гостиницы). Что касается хостелов, то в регионе насчитывается всего 3-4 хороших хостела, заметила эксперт. В большинстве случаев держатели таких средств размещения просто ставят двухъярусные кровати в квартире без учета положенных площадей на определенное количество человек. Также для местных хостелов очень характерно менять свой фактический адрес.

Узкие места

По словам экспертов рынка,в крае очень вольно используют категории номеров. Например, у нас «люкс» может быть не двухкомнатным, да и площадь может быть не 30 положенных «квадратов», а, например, 20. Площади номеров – вообще давняя «боль» держателей гостиниц. Например, площадь двухместного номера в средствах размещения круглогодичного функционирования должна быть не менее 12 «квадратов». При сезонном функционировании – должно быть не менее 9 кв.м. Однако на многих туристских объектах данные параметры не соблюдаются, констатирует Татьяна Малышева. Встречаются даже четырехместные номера с площадью 18 «квадратов».

Заранее проигрыш

Среди обязательных требований, которые будут предъявляться к гостиницам, есть те, о которых уже сейчас можно сказать, что их будет нереально выполнить, считают эксперты. Например, кнопка вызова обслуживающего персонала должна быть в 100% номеров туристской базы (менее 15 номеров – необязательно), а также обязательно наличие внутренней связи. Поэтому на сегодняшний день специалисты «Алтайского гостеприимства» готовят рекомендации по внесению изменений в Положение.

Кроме того, служебные помещения для персонала отнесли к требованиям, которые не подлежат компенсации, а это в крае одно из слабых мест. Собственно, как и такие, казалось бы, мелочи как наматрасники и покрывала (или саше). Они тоже будут обязательны. Положенный размер кроватей во многом тоже не соблюдают, даже на обязательном для гостиниц 1-2 «звезды» прикроватном коврике обычно экономят.

Излюбленные на алтайских турбазах туалеты с дыркой в полу уже контроль не пройдут и в скором времени канут в лету. Общий туалет должен быть оборудован туалетной кабиной, унитазом, умывальником и так далее.

Обязательной классификации будут подвержены не только гостиницы, но и турбазы

Требования к персоналу

Требования, предъявляемые к персоналу, тоже обрастут новыми особенностями. Раньше, например, в перечне обязательного персонала не было ответственных за питание. Сейчас в список must-have, помимо прочих, входят даже администратор зала ресторана, метрдотель, старший официант (бармен), бригадир официантов (барменов), хостес, официант и бармен. Причем практически ко всему персоналу должны применяться четкие требования по стажу работы и уровню квалификации по профстандарту. Переподготовка или повышение квалификации должны проводиться не реже 1 раза в 3 года.

Впервые в стандарте прописано количество обслуживающего персонала, которое зависит от номерного фонда и от «звездности» гостиницы. На 10 номеров необходимо: 20 работников для 5 «звезд», 12 работников для 4 «звезд», 8 работников для 3 «звезд», 6 работников для 2 и 1 «звезд».

Претендуешь – соответствуй

Экспертная оценка гостиниц станет более четкой. Она включает в себя оценку средства размещения, номерного фонда, персонала, качества гостиничных услуг. Если средство размещения не набирает определенное количество баллов, которое соответствует заветной категории «звездности», то гостинице могут предложить присвоить более низкую категорию. Второй вариант – в течение 90 дней средство размещения должно будет исправить все выявленные недочеты, тогда можно претендовать на присвоение изначально заявленной категории.

Третий вариант – если гостиница не соответствует ни одной из категорий, то свидетельство ей не выдают, и средство размещения обязано закрыться.

Свидетельство об аккредитации, кстати, выдается на три года, затем нужно повторно проходить всю процедуру.

«Могу предположить, что алтайские туристские базы не поднимутся выше категории «три звезды». На данный момент у нас основные турбазы готовы соответствовать категории «одна звезда». Если они не будут и ей соответствовать, то прекратят свою деятельность», - считает Татьяна Малышева.

Суровая реальность

Согласно данным единого федерального перечня туристских ресурсов, по состоянию на 30 мая 2018 года, 12 средств размещения прошли процедуру классификации, причем 7 из них – санатории или какие-то другие оздоровительные организации. До 2020 года только в Барнауле классификацию предстоит пройти более 80 объектам. Гостиницам советуют вкладываться в реконструкцию уже сейчас, чтобы в 2019 году не оказалось слишком поздно.

Еще в середине мая «Алтайское гостеприимство» провело семинар для владельцев алтайских гостиниц. Подразумевалось, что на нем предприниматели зададут интересующие их вопросы специалисту по поводу грядущих изменений. Но выяснилось, что многие из них слышали о поправках чуть ли не в первый раз, и серьезные вопросы у них пока не возникли.

Некоторые честно признавались, что для них «все ново и немного страшит». Что касается присуждения звезд, то раньше это было необязательным, и владельцы гостиниц в основном ориентировались на отзывы своих потребителей.

Тем не менее, некоторые уже начали готовиться к грядущим реформам. Например, в Барнауле на реконструкцию закрылась гостиница «Алтай», также аналогичные работы ведутся в гостинице «Барнаул», «Ника» и «Русь», но закрываться им для этого не понадобилось. Пока классификацию в городе прошел только отель «Александр Хаус». В 2016 году отелю была присвоена категория «три звезды».

Дарина Белоусова. 

Фото: Олег Укладов. 



Комментарии (0)

1000