Эксперт: госэкзамен по иностранному языку потребует объединения всеобщих усилий в Алтайском крае

Эксперт: госэкзамен по иностранному языку потребует объединения всеобщих усилий в Алтайском крае
Эксперт: госэкзамен по иностранному языку потребует объединения всеобщих усилий в Алтайском крае

Осилят ли школьники края обязательный госэкзамен по иностранному языку, который планируется вводить через пять лет? Готовы ли учителя к возможным изменениям? Эти острые и весьма своевременные вопросы требуют осмысления и принятия мер уже сегодня.

Обязательный ЕГЭ по иностранному языку – реальное будущее

29 мая на пресс-конференции глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что ряд регионов напишет ЕГЭ по английскому языку уже в 2020 году в режиме апробации. А в 2022 году сдача ЕГЭ по иностранному языку будет обязательной. По мнению председателя предметной комиссии ЕГЭ по иностранному языку, доцента кафедры английской филологии АлтГПУ Надежды Широковой обязательный ЕГЭ по иностранному станет для многих серьезным и даже судьбоносным испытанием. Особо отмети , что в планы министерства входит внедрение  двух уровней единого госэкзамена по предмету: базового и профильного. Базовый будет проще,  чем сегодняшний, зато задания профильного экзамена по причине повышенной сложности потребуют самой серьезной подготовки – еще более тщательной, чем подготовка к нынешнему экзамену, считает Н. Широкова.

На сегодняшний день чуть более 4 % выпускников России выбирают ЕГЭ по иностранному языку, и, по оценкам председателя предметной комиссии, результаты экзаменов мот вированных детей в целом неплохие, хотя и они оставляют поводы для размышлений. Даже среди подготовленных выпускников есть те, кто не может преодолеть пороговый уровень в 22 балла, причем зачастую эти дети - из сельских школ.

«Как бы ни хотелось хорошо думать о сложившейся ситуации с иностранным языком, должна признать, что она скорее неудовлетворительная. При этом я убеждена в том, что критики заслуживает вовсе не сама идея ЕГЭ по иностранному языку. На мой взгляд, это один из наиболее логично структуриро анных экзаменов, позволяющий выявить все навыки и умения, которые ребенок должен освоить в годы прохождения школьного обучения», - говорит Надежда Павловна.Также, по мнению преподавателя педуниверситета, значительно преувеличивается степень психологического давления, которое оказывает экзамен на учащихся. Дети адаптируются к экзамену моментально, именно взрослые – педагоги и родители - нагнетают стрессовую обстановку вокруг ЕГЭ, уверена Надежда Широкова.

Прежде всего – учить учителей

Тогда, если проблема не в самом факте экзамена, не в стрессе, которому подвергаются детские нервы, что является краеугольным камнем вопроса? Естественно, подготовка – но не детей, а педагогов. 

Надежда Павловна продолжает:

«Учителя краевых школ не готовы к новому вызову. Даже у тех педагогов, которые давно работают в школе, падает уровень владения иностранным языком, а курсы повышения квалификации про одят далеко не все. В Алтайском крае есть районы, которые годами вообще не участвуют в ЕГЭ по иностранному языку. Учителя этих районов не знают механизмов сдачи ЕГЭ, не имеют опыта работы в системе единого госэкзамена, либо имеют, но несущественный. Что они будут делать в 2020 году, когда ОГЭ по инязу станет обязательным? На всех совещаниях я говорю о существующей проблеме. Сегодня необходимо создавать краевой механизм переподготовки учителей с целью обучения работе в системе ЕГЭ».

Усилия  экспертов пред метной комиссии ЕГЭ по иностранному языку, которые регулярно выезжают в районы, плотно работают с барнаульскими школам, конечно, приносят свои плоды.  Надежда Павловна в качестве позитивного примера приводит Бийск и Бийский район, педагоги и методисты которых сумели за короткий срок значительно улучшить средний балл. «Эксперты нашей комиссии регулярно проводят в Бийске методические семинары, - рассказывает Надежда Павловна. – Уже на следующий год после проведения первого семинара средний балл значительно поднялся». Члены экспе тного совета, среди которых – лучшие преподаватели, в том числе лингвистического института АлтГПУ, прекрасно подготовлены и нацелены на результат. Они выезжают на семинары и бесконечно проводят вебинары. Но будет ли достаточно этого, если всего через несколько лет сдача ОГЭ, а затем и ЕГЭ по языку станет обязательной? И главный вопрос – что можно предпринять?

«Мне кажется, что нам пора перейти на формат общекраевого образовательного сообщества, объединить усилия Министерства образования и науки Алтай кого края, лингвистического института АлтГПУ, АКИПКРО, предметной комиссии, - считает Широкова. – Вебинары, которые проводим мы, должны получить большую распространенность, потому что они действительно помогают! Очень многие преподаватели ЛИИН работают в экспертной комиссии и всегда готовы к работе с учителями. Те районы, в которые мы выезжаем с мастер-классами и консультациями для учеников, оказываются в выигрышной ситуации – результаты экзамена значительно улучшаются. В педагогическом университете есть программы повышения квал ификации учителей на базе института дополнительного образования, но мы готовы работать и на базе АКИПКРО, выезжать в школы. Моя профессиональная интуиция подсказывается мне, что мы сумеем подготовиться к переменам, нужно только потрудиться».

«Чума» для ЕГЭ - языковые центры?

Настоящей бедой Барнаула председатель предметной комиссии называет катастрофический рост числа языковых центров, которые в качестве вед ущей услуги предлагают подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. «Поймите правильно, мы не против языковых центров, мы против того, чтобы они занимались подготовкой к ЕГЭ! – с возмущением говорит преподаватель АлтГПУ. – Приведу в качестве примера недавний случай. Приходят ко мне на консультацию мама с дочкой и просят разъяснить им спорную ситуацию, в которой они оказались. Учитель и языковой центр, в который ходит девочка, дают разные рекомендации по выполнению задания ЕГЭ. Кто из них прав? Естественно, прав оказался учитель. Поверьте, любой школьный учи тель в плане подготовки к ЕГЭ более осведомлен, чем репетиторы – сотрудники языковых центров».

Для Надежды Широковой как специалиста, крайне заинтересованного в результатах ЕГЭ по иностранному языку в крае, важно, чтобы общественность знала: в Барнауле существует всего два языковых центра, деятельность по подготовке к ЕГЭ которых лицензирована. В них работают члены экспертной комиссии, которые каждый год сдают квалификационный экзамен и находятся в курсе всех актуальных требований.

«Не хочу сказ ать, что все центры готовят к экзамену плохо – я не проверяла, да и как проверишь, если их в Барнауле уже больше 80? Просто при обращении в языковой центр за помощью по подготовке к ЕГЭ стоит поинтересоваться наличием сертификата на право ведения этого вида деятельности. Центрам же я бы настоятельно  рекомендовала пройти специализированное обучение, например, в педагогическом университете», - завершает мысль Надежда Павловна.



Комментарии (0)

1000