Профессор АлтГУ Наталья Базарнова: «Органика – основа живых систем»

Декан химического факультета, заведующая кафедрой органической химии Алтайского государственного университета Наталья Базарнова рассказала «ПОЛИТСИБРУ», что можно получить из опилок и стружки, а также какие специалисты-химики сейчас наиболее востребованы.

- Расскажите, как вы начали заниматься органической химией?

- У меня появился интерес к химии еще в седьмом классе, как только мы начали изучать этот предмет в школе. Это заслуга моего первого учителя, Нины Ожерельевой, которая была фанатиком своего дела. Во внеурочное время она проводила с нами массу небезопасных экспериментов. Все это происходило в химическом кабинете сельской школы, в котором не было даже водопровода, зато было множество реактивов и лабораторной посуды. Органикой я особенно увлеклась уже в десятом классе. Я считаю, что это самая логичная область химической науки, основа живых систем.

- У вас 11 патентов на изобретения. Расскажите о тех своих проектах, которые, по вашему мнению, представляют наибольшую ценность.

- Эти патенты посвящены комплексной, безотходной переработке отходов растительного сырья, таких как опилки, стружка, солома и другого. Мы разработали технологию, по которой из растительных отходов можно получать заменитель карбоксиметилцеллюлозы для буровых растворов, сорбент для нефтепродуктов и тяжелых металлов в сточных водах, стимулятор роста сельскохозяйственных и декоративных растений и другое. Это ценные разработки, особенно сейчас, когда актуально импортозамещение. Под моим руководством развивается еще одно научное направление. Оно связано с поиском и разработкой способов извлечения, оценки биологической активности веществ из лекарственного растительного сырья. Его мы получаем вместе с учеными Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ новыми биотехнологическими способами.

- Многие ли студенты–химики сейчас идут в науку?

- Студенты-химики «вынуждены» активно заниматься научной работой. В своих дипломных, например, они обязаны провести актуальное научное исследование, опубликовать или запатентовать свои научные результаты и защитить их. Это очень серьезная работа, все результаты студенты получают впервые своими руками. В науку, как и раньше, идут немногие выпускники. Наши студенты востребованы в различных сферах экономической деятельности. После выпуска им хочется быстрее обеспечивать себя материально, а от науки быстрой зарплатной отдачи не бывает. Нужно еще четыре года поучиться в аспирантуре, а потом на всю жизнь погрузиться в предмет своей профессиональной деятельности. Это удел избранных, а их не может быть и не должно быть много.

- Гордитесь ли вы какими-то открытиями ваших студентов?

- Да, конечно. Например, разработками наших студентов, уже кандидатов наук, преподавателей химфака Ирины Микушиной, Игоря Катракова, Вадима Маркина, Петра Колосова, Марины Чепрасовой и других. Именно с ними я и разрабатывала новое научное направление в области комплексной безотходной переработки растительного сырья. Сейчас его развивают дальше многие научные коллективы в России и за рубежом. Мой бывший дипломник, а ныне заведующий лабораторией ФБГУН Центр Вирусологии и Биотехнологии «Вектор» (Кольцово) Дмитрий Щербаков с группой студентов, магистрантов и аспирантов химфака решают профильные научные проблемы непосредственно на предприятии. Мы работаем с учеными-вирусологами Центра над поиском противовирусных препаратов из лекарственного растительного сырья, а также занимаемся поиском и разработкой новых инновационных сверхкритических технологий для внедрения их в производство фармацевтических препаратов. Ученые химфака нашего университета активно работают в области наноинжиниринга функциональных и биомиметических нанотехнологических процессов и материалов, это школа профессора Сергея Безносюка.

- Насколько перспективна профессия химика?

- Химики востребованы практически везде. Они обеспечивают людей чистым воздухом и водой благодаря экологически чистым производствам. Они в ответе за качество продуктов питания и лекарств. Своими разработками химики обеспечивают нашу безопасность в самых разных смыслах: от военной угрозы до информационной безопасности. На вопрос о наиболее востребованных областях химии ответить не так просто. В двадцать первом веке накопилось множество фундаментальных разработок в различных областях знаний, таких как химия, биология, физика, фармация, фундаментальная медицина. Открытия ученых-химиков направлены на создание процессов и материалов, которые уже могут конкурировать с природой, с вызовами живых систем. Так что сейчас наиболее востребованы специалисты-химики, которые могут работать в команде на стыке наук.

Дарина Белоусова.