Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Архитектура

Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Архитектура
Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Архитектура

Известный арт-критик и культурный деятель Вадим Климов специально для «ПОЛИТСИБРУ» написал цикл материалов, посвященных анализу культурной политики властей края и процессов, происходящих в сегодняшней культурной жизни региона.

Архитектура: застывшая попса

Есть такое искусство, которое при смене власти остается памятниками ее безответственности и бескультурья (в отличии от музыки, театра, изобразительного имскусства). Это архитектура. Застывшая музыка. Какая она в Барнауле?

Проблема Барнаула - отсутствие контроля. Скорее всего, это тотальное забюрокрачивание, выгодное заинтересованным чиновникам. Несколько лет назад в центре Барнаула на углу пр. Ленина и ул. Молодежной появилась стеклянная пристройка. Какая-то компания решила сделать отдельный вход на третий этаж. Это вызвало возмущение, было много писем в адрес администрации, были ответы что контролирующие органы разрешения не давали и, казалось бы, должно последовать постановление о демонтаже конструкции, но она стоит и сегодня. Ей не пользуются, видимо чего-то не хватило, скорее всего выжидают время, чтобы её узаконить. Очевидно что отдельный вход повышает стоимость офисного помещения в жилом доме.

Следующий пример - отдельный павильон на площади Советов перед Центральной гостиницей. В то время, когда в столицах сносили павильоны, портящие архитектурный облик, в Барнауле строили. На реакцию граждан внимание не обращали. Не реагировать на материалы в СМИ - давно отработанная стратегия российских чиновников.

Барнаул - город архитектурной эклектики, кроме нескольких архитектурных ансамблей, отражающих определенную эпоху, его не связывает никакая архитектурная идея. На «красной линии» соседствуют пятиэтажки хрущевских времен, офисно-торговые здания в стиле коммерческого неоконсерватизма, (яркий пример ТЦ «Проспект», не говоря про концернтный зал «Сибирь» с медным тазом на крыше). Даже жилой дом в стиле неокупечества, который стоит на углу Ленина и Партизанской, никак не в вписывается в ансамбль.

Строители и чиновники в сговоре, не обращают внимание на эстетику. Строители, конечно, хищники, а винить архитекторов в безвкусии сложно. Архитектор - это единственный художник который полностью зависит от заказчика. Искусство архитектора - это искусство влияния, авторитета дипломатии. Когда архитектор не обладает творческим авторитетом, он рисует то, что требует заказчик. Запомните: во всех архитектурных уродцах, таких, как строение рядом с историческим зданием, в котором сегодня аптека №1 или ТЦ «Проспект», виноваты жадные архитекторы. Но что, если они бы отказались от предложения и сохранили лицо? Проект бы сделал другой жадный архитектор...

В городе есть несколько прекрасных примеров реставрации старинных зданий и постройки новых. Великолепное строение на Социалистическом проспекте, 23. Интересно вписали здание рядом с гостиницей Алтай, но это единичные случаи.

Про тотальный лесоповал в городе и состояние парков - отдельная претензия к администрации города.

Но кто отвечает за вид города, за его архитектурный облик? Есть некая городская структура, совет, есть комитет и даже главный архитектор города, но кажется, что их мнение легко обходят строители со своими юристами. Город растет хаотично, его проблемы типичны для сегодняшнего времени, в котором авторитет и профессионализм архитектора вторичен, первичны прибыль и откаты.

Горожане в сложившейся ситуации становятся заложниками строительных корпораций, которые ведут сложную игру с чиновниками за прибыль. Однажды губернатор говорил об архитектурном ансамбле площади Октября, а через какое-то время стало известно, что строительная организация, серьезно сотрудничающая с краевой администрацией, начинает стройку многоэтажного дома, который изменит весь облик площади. Следом объявили, что эта же фирма планирует строительство квартала в районе Нового рынка по Рыночному проезду, и это замкнет линию горизонта площади, это уничтожит ее ансамбль и размажет здание музея, который, может быть, построит опять та же фирма, которая все время получает крупные госзаказы.

За последние 20 лет в городе не появилось здания отражающего эпоху, которое было бы уже сегодня памятником культуры. Может, только несколько храмов. Что построили при нынешнем губернаторе? Концернтный зал «Сибирь», и неказистый спорткомплекс «Победа». Как-то не тянут они на стройку века.

Город меняется, уходит очарование тихой провинциальности и появляется ее навязчивость с откровенной безвкусицей. Не будет в Барнауле архитектурного своеобразия, регулярности европейских столиц, перспектив и той застывшей музыки, которую будут называть «стройный хор», потому что это попса, в которой архитекторы пляшут под чужую дудку.

Фото со страницы Вадима Климова в Facebook.

Смотрите также: 

Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Музыкальное искусство

Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Театр

Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Изобразительное искусство



Комментарии (0)

1000