Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Умная дорога: кто следит за порядком на федеральных трассах Алтая?

Главная задача дорожников – обеспечить проезд. Круглосуточно: бесперебойный, безопасный и качественный. Как в этом помогают инновационные технологии, рассказали в ФКУ Упрдор «Алтай», отвечающем за федеральные трассы Алтайского края и Республики Алтай.

Реагировать на любые изменения дорожной обстановки нужно незамедлительно, в идеале – еще до того, как они произошли. Без автоматизации основных процессов не обойтись, поэтому работа организована с помощью элементов интеллектуальной транспортной системы. Каждый модуль отвечает за определенные аспекты, а вся информация аккумулируется в центре управления производством (ЦУП).

Управлять светом

Одно из условий безопасности на дорогах – освещение, по статистике оно позволяет снизить аварийность на 20-30%, ведь от визуальной информации зависит адекватность действий водителя при изменении ситуации на дороге.

Только за последние восемь лет – построили 150 км новых линий. Вопрос автоматизации решался параллельно, а в 2012 году все существующие на тот момент осветительные установки объединил в общую систему управления, с тех пор туда просто добавляют новые.

На практике это означает, что в специальную программу поступает сигнал от каждого светильника на «федералках». Информацию получает не только ФКУ Упрдор «Алтай», но и подрядная организация, обслуживающая линии, а доступ возможен и с мобильных устройств. В случае аварии бригада оперативно реагирует на сигнал, выясняет причины поломки и принимает меры, чтобы ее устранить.

Автоматизированная система диспетчерского управления трансформаторными подстанциями позволяет оптимизировать график включения и выключения на каждом конкретном объекте и управлять яркостью, то есть строить индивидуальные сценарии в зависимости от условий.

Следующим шагом стал переход на светодиодные светильники нового поколения. Они состоят из нескольких модулей, в ночной период при низкой интенсивности движения часть отключается, мощность светильника понижается, но остается достаточной.

Экономичность и эргономичность не менее важна, чем надежность. В Алтайском крае федеральные дороги освещены во всех населенных пунктах, но есть и другие участки, где можно изменить дорожную обстановку к лучшему – значит, протяженность линий электроосвещения будет расти. Именно поэтому, поясняют в ведомстве, работа по поиску новых решений не прекращается.

В их числе – использование автономных систем, работающих на энергии солнца и ветра. Они обеспечивают освещение вне населенных пунктов – на пешеходных переходах и остановках, удаленных от линий электропередачи. Сейчас смонтировано уже 76 установок, технология доказала эффективность, правда, с оглядкой на сибирский климат.

Проблемы есть, основная – содержание растущей сети, а универсальных решений не существует. Необходим индивидуальный подход к каждому объекту, важно учитывать условия эксплуатации, особенности местности, при этом накопленный опыт позволяет находить оптимальные варианты. Автоматизированная система, отмечают в управлении, снимает целый спектр вопросов и служит большим подспорьем в повышении качества, надежности и эффективности линий освещения.

Погода под контролем

Пожалуй, еще более актуальная для Алтая тема – метеорологический контроль. Программу устройства системы автоматического метеообеспечения реализовывали у нас с 2012 по 2015 год. К зиме 2018-19 вспоминать, как работали раньше, никому не хочется. Бураны, обильные снегопады, морозы сменяющиеся оттепелью, коварные низовые метели, характерные для степной местности, – и все почти вслепую.

Сейчас обстановку контролирует 38 автоматизированных дорожных метеостанций, работает сто камер фотовидеофиксации, передающих «картинку» реальной дорожной обстановки. То есть на всей протяженности федеральных дорог обеспечен сбор полного спектра данных: о температуре воздуха, скорости ветра, влажности, температуре на покрытии, состоянии проезжей. Кроме того, «умные» датчики помогают строить прогноз на ближайшие несколько часов.

Как это работает? Во-первых, стало возможным проводить превентивную обработку именно тех участков, где ожидается ухудшение погодных условий. Причем выбор противогололедных материалов тоже необходимо корректировать. Во-вторых, можно заранее передислоцировать технику в более «сложные» территории.

Контроль – самый тщательный. Автопарк оснащен датчиками глобальной навигационной спутниковой системы – сведения поступают в «Дортранснавигацию». Это значит, что местоположение каждой единицы техники определяется также в режиме реального времени. Подрядчики могут формировать график выполнения работ, ЦУП – контролировать и оперативно управлять процессом, а при необходимости перераспределять ресурсы, задействовать сопредельные организации.

Метеостанции, к слову, замеряют даже количество реагентов на проезжей части, причем можно посмотреть не только актуальную картину, но и то, как она менялась на протяжении определенного времени. То есть к обработке дороги в разных климатических зонах стало возможным подходить с учетом особенностей. Зима в Сибири и дальше будет преподносить сюрпризы, но максимально к ним подготовиться стало проще.

В центре системы

Автоматизированное управление освещением и система метеоконтроля – не все новации на алтайских федеральных дорогах. Ведется учет интенсивности транспортного потока с разделением на категории автомобилей, это помогает принимать верные решения на перспективу. Так, самый актуальный для Чуйского тракта вопрос – увеличение числа полос. В дорожном ведомстве поясняют, что подобные работы, к сожалению, реализовывать можно только поэтапно, а вот участки, на которые усилия направят в первую очередь, выбирают как раз исходя в том числе и из интенсивности, причем не только пиковой, но и средней за год.

Кроме того, наблюдение за трафиком большегрузного транспорта позволило организовать площадки в самых актуальных локациях. То есть во время штормовых предупреждений дальнобойщики могут переждать непогоду на специальных стоянках рядом с объектами сервиса. С комфортом, не препятствуя работе техники и не создавая угрозу другим участникам движения.

Безопасность остается главной целью работы дорожников в любой ситуации. В центре – всегда люди. В этом уверены и в ЦУП ФКУ Упрдор «Алтай», или – более привычное название, отсылающее к тем временам, когда о сегодняшних инновациях даже не слышали, – в диспетчерской службе. Умные технологии, принятые на вооружение, – всего лишь инструмент в руках профессионалов.

Диспетчеры дежурят 24 часа в сутки, каждый день, в любое время года, в режиме ЧС круглосуточно работают все. Во время паводка или метелей, в морозы или аномальную жару – дорожники на посту, потому что только люди способны моментально оценивать ситуацию и принимать верные решения, когда счет идет на минуты. А еще только люди могут увидеть на дороге то, что датчики не зафиксируют, – попавших в беду. Случаи, когда другие водители сумели оценить обстановку и позвонили диспетчеру, – не редкость, это будни. Телефон, кстати, указан на информационных табло вдоль федеральных трасс: о любой нештатной ситуации можно сообщать по номеру: 8-3852-63-14-59. Обеспечивать проезд – это работа дорожников, приходить на выручку они считают своим долгом.