Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пятибалльную систему в российских школах собираются менять

В Рособрнадзоре вновь обсуждают варианты изменения системы оценок в школе. Эксперты уверены, что пятибалльная шкала устарела и ее нужно менять. «Политсибру» разобрался, имеет ли это смысл и как оценивают такое предложение в Алтайском крае.

Руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов в интервью газете «Известия» сообщил, что специалисты Рособрнадзора обсуждают варианты изменения системы школьных оценок. По словам Болотова, нынешняя система несовершенная и «позавчерашняя».

Эксперт утверждает, что сейчас в школе, на самом деле, работает четырехбалльная система, потому что «кол» не ставят никому. При этом плюсы и минусы, которые добавляют к оценкам, нужно легализовать, считает Болотов.

Какие варианты обсуждает Рособрнадзор, пока неизвестно. Еще в 2002 году Министерство образования разрабатывало нормативные документы, а в 2004 - 2005 годах школы должны были принять новый порядок к исполнению, но изменения в системе оценивания ввели только в некоторых школах в экспериментальном режиме.

«Политсибру» поговорил с учителем, заместителем  директора по методической работе барнаульской школы №59 Ириной Филлиповой. Она считает, что в уходе от традиционной системы оценок сейчас нет острой необходимости. Более того, подобные попытки в Барнауле предпринимались и раньше, но успехом не увенчались.

«Попытки заменить традиционную систему на более гибкую были еще давно, в том числе и в нашем городе. Некоторые школы пробовали вариант десятибалльной шкалы, но введению новой системы препятствовали несколько факторов. К примеру, стереотип традиционной шкалы очень силен. Даже получая отметки по десятибалльной шкале, ученики, родители и даже сами учителя переносили их на привычную систему. Получив «десять» считали, что это «пятерка». Я считаю, особой необходимости в замене привычной шкалы на новую сейчас нет», - говорит Ирина Филлипова.

Тем более, отметки чаще всего сопровождается устной оценкой учителя, сказала собеседница. Иначе говоря, педагог комментирует отметку. Например, «четверка», которую нужно укрепить», «тройка» на грани с «двойкой» и так далее. Это позволяет нынешней системе оценивания быть более гибкой. Если ранее эксперты считали, что с новой системой школьникам будет проще привыкнуть к стобалльной шкале ЕГЭ, то теперь такой необходимости нет. Оценки на ЕГЭ и так со временем стали привычными для учеников.

«Существующие методы оценивания вполне объективны. Попробовать что-то изменить, конечно, можно, но за этими преобразованиями стоит большая переработка нормативной базы, а также ломка стереотипов и традиций. Именно из-за того, что было необходимо изменить нормативную базу, в период действия экспериментальной шкалы в «Сигме» для выпускников 9 и 11 классов вернули традиционные отметки», - рассказала педагог.

В Рособрнадзоре признают, что для отказа от существующей системы нужно провести большую работу, но считают, что изменения все равно нужны.  

Справка

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная. В 1837 году ее официально установило Министерство народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате пятибалльная система трансформировалась в современную четырехбалльную.

Традиционная для советского образования система применяется во многих странах постсоветского пространства, но в последние годы заметен и отход от неё. Так, к примеру, Беларуссия, Молдавия, Грузия, Армения перешли на 10-балльную шкалу, Украина — на 12-балльную.