Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пешеходная улица в Барнауле стала непроходимой в дождь. В чем причины?

Барнаульцы уже давно перестали удивляться затопленным во время дождей улицам. И если в большинстве случаев корень всех бед в том, что ливневки в городе давно пора менять, то почему со своей функцией не справилась сеть на Мало-Тобольской, которой нет и года?

«Политсибру» решил разобраться, в чем же проблема на пешеходной улице, и чем могут грозить такие потопы?

Низкое место

Пешеходная часть улицы Мало-Тобольской находится в низком месте. Из-за этого по естественным причинам вода стекает и с проезжей части Ленинского проспекта, и с моста через Барнаулку. Соответственно, даже обычный способен превратить низкой участок в «непешеходный», как это и случилось в конце июля.

Вид на Мало-Тобольскую с моста через Барнаулку.
Вид на Мало-Тобольскую с моста через проспект Ленина.

Если в других частях города недостатки ливневой канализации можно списать на ее возраст (ее строили в 1960 - 1980 годах) и сильный износ (от 50 до 100%), то почему подвела новейшая сеть на Мало-Тобольской? Источник в дорожной службе города рассказал «Полистибру», что, скорее всего, проектировщики прогадали с расчетным сечением лотков. Иными словами, они слишком малы для того объема воды, который образовался на улице. Посмотреть на их размер можно на улице Пушкина, где рабочие как раз строят новую ливневку.

Дождеприемные лотки, которые устанавливают на улице Пушкина.

«У каждого сооружения, особенного гидротехнического, есть свой расчетный напор. Плюс к нему проектировщики закладывают запас. В данном случае это, может быть, не совсем верно рассчитано», - предположил эксперт.

Как отметил архитектор Станислав Зенков, могут быть просчеты в площади водосбора, не учтен большой уклон. И даже если в проекте, может быть, все верно, бумаги нужно сверять с реальностью.

Неправильная эксплуатация

«Эксплуатировать нужно нормально. Если решетку убрали, значит, скоро заилится сам лоток. Его нужно каждый день осматривать и чистить при необходимости. Песок оседает в лотке и уменьшает пропускную способность», - говорит архитектор Станислав Зенков.

Официальная позиция мэрии по этой ситуации основана на том, что мелкие пескоуловительные решетки засорились. Их демонтировал и этим увеличили пропускную способность канализации. Здесь возникает вопрос, правильно ли эксплуатируется ливневая канализация?

Оба эксперта указали «Политсибру» на то, что одной из причин потопа является и этот фактор. Например, на мосту через Барнаулку на проспекте Ленина вода в забитых песком дождеприемных лотках стоит и не уходит долгое время после дождя.

Забитый дождеприемный лоток на мосту через Барнаулку.

Какие могут быть последствия?

Обернуться такая ситуация на Мало-Тобольской может не только потопами, но и разрушениями. Дело в том, что улица вымощена плиткой, которая находится на песчаном основании. Соответственно, вода может подмывать песок, и плитка просядет, как это было, например, в Нагорном парке.

«Есть опасность, что так произойдет. Время покажет, правильно ли были произведены расчеты – уплотнения, проливка швов и так далее. Чтобы такого не было, плитка должна быть уложена на бетонное основание, тогда с ней ничего не случится. Это выходит дороже, но качественнее. Говоря о жизни города, нужно просчитывать не только единовременные затраты, но и смотреть в будущее, чтобы не заплатить на ремонтах тройную цену», - сказал эксперт.

Справка

В рамках проекта строительства пешеходной зоны подрядчик ООО «Запсибстрой» построил сети ливневки на ул. Мало-Тобольской, Льва Толстого и части проспекта Ленина, а также очистные сооружения. Стоимость проекта была 397 млн рублей, большую часть суммы потратили на очистные сооружения. Заказчиком работ выступила мэрия города в лице ОАО «Барнаулкапстрой». Сейчас в городе продолжается обустройство ливневой канализации. Работа идет на улицах Пушкина и Гоголя. Всего в 2018 году намерены проложить 800 метров водостоков ливневки.

Протяженность инженерной сети ливневой канализации в Барнауле составляет почти 120 километров. Существующая сеть ливневой канализации Барнаула обеспечивает только 37 процентов водосбора дождевых и талых вод с проезжей части дорожных магистралей города. 50% сетей требуют реконструкции, в том числе и расширения диаметра коллекторов. По оценкам мэрии, чтобы решить все проблемы ливневой канализации в городе, нужно порядка 4 млрд рублей, говорит источник в дорожной службе. В городском бюджете таких денег на это сейчас нет.