Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Депутаты АКЗС создали условия для спекуляции землей в Алтайском крае?

В Алтайском крае появилась возможность без конкурса получать землю под АЗС, заправляющие автотранспорт природным газом. При этом цена инвестпроекта должна начинаться всего от 10 млн рублей. Это значит, что в регионе создана дополнительная возможность для спекуляции землей.

Сами пишем, сами оцениваем

На сессии АКЗС 27 сентября обсуждался закон, который позволяет без торгов выделять участки земли, находящиеся в краевой, муниципальной или не разграниченной собственности для реализации крупных инвестпроектов, а также проектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В перечне таких объектов представлены проекты культуры, спорта, здравоохранения, образования, социального и бытового обслуживания.

Правительство предложило добавить в перечень также объекты по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов и АЗС, заправляющие природным газом. Смысл предложения пояснил врио министра экономического развития Алтайского края Анатолий Нагорнов. В докладе он рассказал, что это решение согласуется с задачами формирования нового сектора экономики, сектора промышленности, а также с поручениями президента.

Внесенный правительством края закон готовило региональное министерство экономики. Характерно, что оно же дало и положительное заключение на проект документа.

«Принятие закона позволит внедрить новый инструмент и механизм в системе обращения с отходами. Преференцию предлагается также распространить на автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств природным газом. Данная инициатива обусловлена следующими факторами: обеспечиваем экологичность транспортных средств за счет использования газомоторного топлива. Необходимость развития этого направления как на федеральном, так и на региональном уровнях поддержал президент страны Владимир Путин. В настоящее время в регионе действует только одна такая автомобильная газонаполнительная станция, при этом в Кемеровской области – 4, Новосибирской – 5, Иркутской – 3», - пояснил Нагорнов.

Он подчеркнул, что в отношении законопроекта проведена антикоррупционная экспертиза и замечаний не поступило. Единственную поправку во время рассмотрения законопроекта на фракциях внесли депутаты из ЛДПР. Они предложили внести также АЗС с биотопливом. Однако эту поправку отклонили, потому что понятия «биотопливо» еще нет в федеральных нормативных документах.

Не та цена

Стоит сказать, что в законопроекте обозначена сумма инвестпроекта - 10 млн рублей. С такой оценкой стоимости газовой заправки не согласились многие депутаты. Критические замечания высказал руководитель фракции ЛДПР Владимир Семенов.

«Такое сложилось впечатление, что этот законопроект слеплен из двух. Один посвящен хорошей теме больших инвестиционных проектов, потому что мы все с вами понимаем, что мусоропереработка – серьёзное дело, которым нужно заниматься и которое требует сотен миллионов рублей. Здесь все укладывается в концепцию крупных инвестпроектов. А дальше мы переходим к газовым станциям – это от 50 до 100 миллионов рублей, почему у вас в законе 10 миллионов? Если мы говорим про обычную газовую станцию, то они в регионе у нас сегодня представлены. Отработана ли коррупционная составляющая? Вообще складывается впечатление, что к хорошему закону, который нельзя не принять (и фракция ЛДПР будет голосовать «за») прицепили маленький нужный закон. Не складывается ли у вас такое впечатление? Не считаете ли вы целесообразным принять этот закон в первом чтении и пообсуждать в течение месяца?», - предложил Семенов.

Анатолий Нагорнов ответил, что правительство не будет против, если депутаты обозначат цифру больше 10 млн. Тем более, что накануне на обсуждения во фракциях пришли к выводу, что сумма должна быть выше, например, 50 млн рублей.

Однако и эта сумма оказалась не точной. Депутат от «Единой России», президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко объяснил, что речь должна идти о куда больших суммах.

«Есть две большие разницы между газовыми и газомоторными станциями. Минимальная стоимость проекта газомоторной станции – порядка 150 млн рублей. Давайте не путать с теми бочками, которые стоят в пригородной части и на трассах – это совсем другая история. Это может стоить миллион рублей. Газомоторная станция ставится только на газовой трубе. Только стоимость технических условий составляет от 50 до 70 миллионов рублей. 150 миллионов – это старт проекта. Про суммы в 10 и 50 миллионов даже не стоит и говорить», - заключил депутат.

Кроме того, Матвейко также отметил, что данным законом можно будет легко злоупотребить.

«Находится инвестор, ему выделяется участок без денег. Он делает нулевой цикл, отправляет в «Газпром» за приличные деньги и зарабатывает на этом. То, что мы прошли антикоррупционную экспертизу это здорово, но нужно посмотреть, чтобы не было злоупотребления. Нет вопросов, если инвестор - это сам «Газпром», но если это частные люди…», - отметил Юрий Матвейко.

Андрей Хмурович («Единая Россия») добавил, что инвестор найден. По его данным, «Газпром газомоторное топливо» пытается построить в Алтайском крае две такие заправки, но вопрос не решается уже несколько лет.

«И одна из причин – это земля. Вопрос не в стоимости на самом деле. Правительство не ищет инвесторов, а просто создает условия. Закон нужно принимать в двух чтениях», - резюмировал Хмурович.

Кто инвестор?

Председатель АКЗС Александр Романенко уточнил у Анатолия Нагорного необходимость принятия закона в окончательной редакции именно сейчас. На это представитель правительства ответил, что уже есть инвесторы, которые готовы приступить к работе по размещению таких станций после принятия закона.

Здесь у депутатов возник новый вопрос – кто инвестор? Сергей Писарев («Единая Россия») сказал, что на обсуждениях во фракциях не было сказано, что инвестор найден.

«Не надо нас водить за нос и давать непонятную информацию. Вчера задавали вопрос, кто инвестор? Ответа не было - все обсуждается. Сегодня инвестор появился. За день?», - усомнился Писарев. Однако четкого ответа не прозвучало и на сессии.

Александр Лазарев («Единая Россия») рекомендовал принять закон только в первом чтении. По его мнению, нормативная база еще не готова, но сам законопроект – решение правильное. Денис Голобородько («Единая Россия») отметил, что вопрос нужно еще проработать с профильными министерствами. Руководитель фракции «Справедливая Россия» Владислав Вакаев также посчитал закон нужным, но высказал опасения по поводу возможности злоупотребления им. Депутат призвал парламент вспомнить о своей функции контроля. С ним согласился Александр Романенко, отметив, что депутатам «ничего не мешает принять поправки позже». В итоге законопроект был принят сразу в двух чтениях: «за» проголосовали 46 депутатов, «против» - 13, семеро воздержались.

К сожалению, на сессии никто не поднял вопрос об эффективности закона «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Алтайского края, муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов». Документ был принят в 2016 году. За два года его работы без торгов было выделено всего два участка в Барнауле и объекты пока не достроены.

Внося поправки, депутаты впечатлились тем, что инвестором выступит сам «Газпром» и поспешили принять закон сразу в двух чтениях. Поэтому и цену инвестпроекта – 10 млн рублей – оставили на уровне, доступном для ИП. А это значит, что через некоторое время законом, возможно, смогут воспользоваться спекулянты, которые будут получать землю без конкурса и перепродавать ее.

Может быть, не нужно было торопиться?