Политика Общество Экономика Бизнес Происшествия Культура Спорт Наука О проекте Реклама

Народный мастер из ЗАТО Сибирский получила почетное звание

4 ноября в Алтайском крае стало на три почетных жителя больше. Причем не только почетных, но и по-настоящему творческих. И один из них – Елена Юрьевна Леонтьева – живет в городском округе ЗАТО Сибирский. Мастер народной художественной росписи, руководитель объединения «Алтайское узорочье», победитель множества краевых художественных и творческих конкурсов, а теперь еще и «Народный мастер Алтайского края». Но это все внешние регалии. Гораздо важнее для Елены Юрьевны то, как ощущает она себя внутренне, что создает в душе. «Сначала я была просто «мастер из народа» с маленькой буквы, теперь уже заработала и официальное «Народный мастер», – комментирует художница.

В своей семье Елена Юрьевна представляет уже третье поколение мастеров домовой росписи. Первой была ее бабушка Степанида Васильевна, но сама бабушка утверждала, что просто «баловалась», когда расписывала что-то в своем доме. Елена Юрьевна всегда старается упомянуть, что семья ее пошла от старообрядцев, переселившихся на Алтай еще в незапамятные времена: «Сама я абсолютно светский человек, но корни уходят в старообрядчество. Даже когда крестили, меня нарекли Евстолия. У мамы тоже редкое имя – Лукерия. Помню обычное детство, когда городские дочки «насыпят» бабушке внуков на лето (а у Степаниды Васильевны было семеро детей). Вот мы там и отдыхали. Приезжало нас человек 12, плюс еще кто там жил. Всегда сытые были, всегда довольные, всегда всем места хватало». Так и оказалось, что счастливые детские воспоминания умелицы художественной росписи связаны с гористой местностью да с дверью в погребе, расписанной народными узорами рукой бабушки Степаниды.

В школьные годы Елена часто переезжала со своими родителями (папа был партийным работником). А потом, когда сама художница вышла замуж, то «осела» на одном месте – в ЗАТО Сибирский. Муж Александр (тоже родом из староверческой семьи) служил в ракетной дивизии прапорщиком, а молодой жене нашлась иная работа: «Город был молодой, только обустраивался. Тогда так было: умеешь танцевать – руководи клубом танцевальным, петь – вокальным. А я, самоучка, преподавала детям рисование. Только вот не только дети у меня что-то узнавали, но и я у них многому училась».

Двадцать лет работы в изостудии «Успех» Детско-юношеского центра «Росток» – дело нешуточное. Сколько ребят прошло через заботливые и талантливые руки Елены Юрьевны уже и не сосчитать. Сейчас они – военные и журналисты, художники и программисты, но все умеют рисовать. Каждый ребенок приходит с разными начальными данными, с разными талантами. Но главное – сыграть на их пути положительную роль, не сделать ошибки в то короткое время, пока руководишь судьбами детей и готовишь их к взрослой жизни. Поэтому «академии» были у нее каждый день. За время своей работы она стремилась создать единое творческое пространство, чтобы каждый ребенок как можно раньше мог прийти в изостудию, как мальчики, так и девочки. Елена Юрьевна считает, что и сейчас у детей ЗАТО Сибирский такие возможности есть.

В это время Елена Юрьевна продолжала расти профессионально и развиваться духовно, посещала различные курсы повышения квалификации. Там знакомилась с талантливыми мастерами, видела их работы. В том числе заметила расписных птичек, созданных сотрудниками художественного музея. «Мне кажется, я родилась, чтобы росписью заниматься. Будто через всю мою жизнь шли «огонечки», начиная от бабушки, которые и привели к моей нынешней профессии», – признается мастерица. За это время пробовала себя она и в других сферах – например, рисовала по стеклу. Но признается, что все это было не всерьез, и по-настоящему ее «захватила» только художественная роспись.

Решение оставить постоянную работу пришло к Елене Юрьевне не сразу и, конечно, далось с трудом. Была паника, множество вопросов... Но мастерица понимала, что что-то нужно менять. Именно в это время она нарисовала работу, которая стала для Е.Ю. Леонтьевой знаковой, программной, хотя на тот момент и не подозревала этого. Изображение женщины, которая рисует красиво и гармонично, провело ассоциацию с самой художницей, позволило ей осознать, по какому пути нужно двигаться дальше. Это были «первые пробы» Елены Юрьевны как мастера народной росписи.

«В 50 лет я вновь стала первоклассницей», – объясняет Е.Ю. Леонтьева. Она окончила курсы предпринимателя, освоила курсы в Академии искусств по художественной росписи, регулярно мастерица штудирует специальную литературу. «Потому что постоянно сталкиваешься на выставках с разными категориями творческих людей, есть даже доценты и профессора, и нужно понимать, о чем говорить». В этом плане Елена Юрьевна постоянно развивается, «расширяет свой глубинный кругозор»: ищет возможности внести художественную роспись в современный дизайн, использовать милые расписные вещицы в быту сегодняшнего дня, хочет вернуть в жизнь именно ту старинную смекалку.

Большой поддержкой в это время стала для нее помощь мужа Александра. Он своими золотыми руками вырезает заготовки: с осторожностью выставляет Елена Юрьевна куклы-обереги, работа с которыми еще не закончена. «Мне кажется, мы с ним две половинки одного целого. Мои работы на 90% и его тоже – не было бы его, не реализовалась бы и я», – добавляет Е.Ю. Леонтьева.

Сын Андрей профессию себе выбрал тоже творческую, но мужскую: он телеоператор. Полюбилась ему эта работа с детства: в ДЮЦ «Росток», когда Андрей был еще школьником, студия «Глазок» приглашала маленьких и взрослых овладеть искусством видеосъемки. Став уже взрослым, он некоторое время трудился на телеканале «Щит Отечества» нашего города и на краевом телеканале «Катунь-24». Теперь Андрей переехал и смотрит через объектив видеокамеры на события на берегу Невы. Передать свои знания о народной росписи сыну Елена Юрьевна даже не стремится, она понимает, что к рисованию Андрея «не тянет»: «Единственный раз он взял в руки кисть, когда создавал картину на стене, – захотел сделать свою комнату оригинальной». Сейчас эту комнату можно уверенно назвать мастерской, где на деревянной основе (будь то маленькие пасхальные яйца, детские игрушки, разделочные доски или большие короба) расцветают разными красками цветы, деревья, птицы и простые узоры.

Но для Елены Юрьевны это не просто рисунки, это целая философия семейной домовой жизни. Особенно ей близко то, что все эти узоры, линии и волны – это целиком алтайское, из самых глубин наших предков, поселившихся здесь. А так как они были старообрядцами, то вынуждены были переселяться, искать вольное место, значит, обладали свободолюбием и предприимчивостью. Елена Юрьевна с упоением окунается в историю – вспоминает известные всем имена Павла Михайловича Третьякова, Саввы Ивановича Мамонтова, Павла Павловича Рябушинского, которые прославились своим меценатством. Это для мастерицы тоже имеет огромное значение – они вкладывали средства и силы в развитие города, края, страны. По мнению Е.Ю. Леонтьевой, все, кто когда-либо жил на алтайской земле, «заронили» частичку себя, и весь тот семейный уклад, главные житейские ценности пришли в современность в народной росписи, которые еще сохранились на стенах, оконницах, дверях в деревянных избах, на предметах быта. Все это имеет свой смысл: бутон – это символ детства, павлин – мужское начало, лошадь – женское, курочка и петух означают счастливую семейную пару... Расписывая работу, Елена Юрьевна каждый раз создает целую историю, чтобы рассказать о самом главном и пожелать солнца, счастья, изобилия. «Человек рисует не рукой, а сердцем», – добавляет художница.

Теперь народная мастерица старается донести эту философию всем, кто готов интересоваться, – на выставках, форумах, регулярно проводятся мастер-классы. Особенно успешно это начало действовать, когда в 2014 году несколько творческих единомышленников объединились в клуб любителей урало-сибирской росписи «Алтайское узорочье». Они вместе обсуждают темы, новые технологии.

Особенно показательной работой Елены Юрьевны нужно считать создание солярного знака «Алтай», который теперь повсеместно используется в сувенирной продукции. Его можно увидеть на сумках, кружках и других сувенирных атрибутах, которые туристы увозят с собой с Алтая. Хотя исключительно личным достижением мастерица этот знак не признает: да, была сложная подготовительная работа в библиотеках, музеях; да, она обобщала всю полученную информацию, но образы навеяны простыми линиями, узорами и в целом «древом жизни», которые являются главным сюжетом народной росписи (и «народной» – здесь ключевое слово). Сначала солярный знак прошел «мини-отбор» в маленьком коллективе мастеров, потом был отправлен на краевой конкурс (в 2015 году), а в начале ноября этот знак с незатейливым орнаментом занял второе место на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир» (г. Киров).

Отдельная линия творчества коллектива художников – это сотрудничество с музеями, которые восстанавливают предметы быта старообрядцев. Это для Елены Юрьевны интересная работа, своеобразный вызов. Например, в Залесовском музее сейчас восстанавливают целую избу старообрядцев. И здесь одна пара рук точно не справится. Мастерица предложила специалистам научить их художественной росписи. «Научиться этому можно за три месяца, – уверяет Елена Юрьевна, – и в любом возрасте. Конечно, важно, чтобы была определенная целевая аудитория, которая умеет владеть кистью и красками. У каждого есть свой почерк: у маленьких детей – еще детский, а у взрослого роспись всегда отличается, почерк выражает его внутренний мир».

Сама мастерица считает, что теперь у нее вторая жизнь – жизнь, полностью посвященная домовой росписи Алтая. «Была бы третья – занялась бы лоскутным шитьем, с которым познакомила меня моя подруга. Четвертая – создавала бы еще что-то. В женском рукоделии для меня заключена вся мудрость», – рассказывает Елена Юрьевна. И с этим трудно поспорить, потому что так говорит Народный мастер Алтайского края, который живет и творит рядом с нами. Художница чувствует себя абсолютно гармонично, это сразу заметно. И пришла она к этой мудрости, внутреннему согласию через мистическую технику старообрядцев, любовь к которой бежала в ее крови с самого рождения.

 

Система Orphus
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Наверх