Политика Общество Экономика Бизнес Происшествия Культура Спорт Наука О проекте Реклама

По сравнению с 90-ми годами состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось примерно в 2,5 раза.

Недетские нагрузки. Почему алтайские школьники стали больше болеть?

К старшим классам в школах уже не найти полностью здоровых детей. За время учебы они наживают язву желудка, близорукость и сколиоз – это самые распространенные заболевания среди школьников. В чем причины неутешительной тенденции и стали ли алтайские школьники чаще болеть в последние годы, разбирался «ПОЛИТСИБРУ».

Главные недуги

За последние 25 лет состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось примерно в 2,5 раза. Об этом газете «Известия» сообщила заведующая лабораторией научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ Ирина Рапопорт.

Среди функциональных отклонений самыми распространенными стали нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Среди хронических болезней лидирует язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.

Всего, по словам эксперта, с 2005 по 2015 год среди детей распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7%, а хронических болезней — на 52,8%.

В министерстве здравоохранения Алтайского края «ПОЛИТСИБРУ» предоставили данные за последние три года. Оказывается, за это время заболеваемость среди школьников выросла на 16,8%.

На первом месте по распространенности среди алтайских учащихся отмечают болезни нервной системы. Так, на тысячу осмотренных детей в 2016 году 104 имели заболевания нервной системы. Следом идут заболевания органов дыхания - 91 человек на тысячу. Также среди наиболее распространенных болезней в минздраве назвали проблемы с органами пищеварения – ими страдают 73 из тысячи осмотренных школьников.

В минздраве отмечают, что быстрее всего у алтайских школьников развиваются проблемы со зрением. Осмотры, которые проводили врачи в 2016 году, показывают, что за последние три года проблемы со зрением стали выявляться в 3,4 раза чаще.

К примеру, перед поступлением в школу на тысячу человек приходилось 46 школьников с плохим зрением. К 11 классу их уже 150 человек.

По данным краевого минздрава, абсолютно здоровы в регионе 24,5% школьников. Ко второй группе здоровья относят 61,3%. 

I группа здоровья (абсолютно здоровы)

24,5%

II группа здоровья (практически здоровы)

61,3%

III группа здоровья (страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии)

12,6%

IV группа здоровья (страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии)

0,13%

V группа здоровья (страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, дети-инвалиды)

1,4%

Нездоровый ритм жизни

Барнаульский врач-гастроэнтеролог Денис Фуголь отмечает, что современные школьники выбились из здорового темпа жизни. У детей нет четкого режима питания и сна, от этого в первую очередь страдает здоровье

«У нас очень много детей с нарушениями зрения, осанки, с проблемами пищеварительной системы. Все потому, что у детей нездоровый ритм жизни - нет четкого режима питания, адекватного режима сна и бодрствования. Ребенок отучился в школе, потом его повезли к репетитору, на какие-то дополнительные занятия», - сказал врач.

Ребенку, по мнению эксперта, элементарно некогда поесть. Необходимые три приема пищи идва полдника сейчас редкость для распорядка дня школьника.

«Как правило, дети едят на ходу - это фаст-фуд, снэки, бутерброды, пирожки, все запивается сладким напитком. Дети мало пьют простой чистой воды, мало едят овощей и фруктов, мяса и рыбы. Старшеклассники уже имеют свои карманные деньги и тратят их на рестораны быстрого питания – это шаурма и гамбургеры. Когда сталкиваешься с больным ребенком и даешь рекомендации, что нельзя кушать фаст-фуд, ребенка постигает жуткое разочарование», - рассказал Фуголь.

Также врач отметил, что общее здоровье населения в последние годы ухудшилось, стали накапливаться хронические болезни и, соответственно, передаваться от родителей к детям.

«У родителей, которые имеют хронические болезни, дети будут страдать теми или иными проблемами. Груз таких болезней накапливается год от года. К тому же диагностика ряда заболеваний улучшилось и поэтому мы действительно можем видеть, что полностью здоровых детей практически нет», - говорит врач.

Недетская нагрузка

Многие эксперты сходятся во мнении, что в первую очередь причиной ухудшения здоровья детей является та нагрузка, которую получают дети в школе.

К примеру, взрослым по трудовому кодексу разрешается работать по 40 часов в неделю. А из «Санитарно­эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» следует, что у детей на учебу и выполнение домашних заданий уходит около 47 часов.

Заслуженный учитель России, педагог барнаульской школы №59 Галина Жучкова рассказала, что нагрузка существенно стала увеличиваться с введением ЕГЭ и прочих форм тестирования. Дети стали тратить на подготовку домашнего задания гораздо больше времени.

«Нагрузка на детей начала увеличиваться с введением ЕГЭ, в 2003 году мы сдавали его первый раз. Вольно или невольно, но некоторые учителя начали вводить форму тестирования как проверку знаний практически на каждый урок. Представьте себе, ребенка тестируют по каждому предмету. Это значит, что нагрузка в части подготовки домашнего задания у добросовестных деток просто огромная. По моим расспросам, они тратят от 7 до 9 часов на домашнюю работу! Это полноценный рабочий день. И с 4-5 класса уже нанимают репетитора для подготовки к экзаменам, что также отнимает у ребенка силы и здоровье», - поделилась учитель.

С ней согласна и депутат Барнаульской гордумы, учитель истории Марина Ермоленко. По ее мнению, именно учебные нагрузки стали основным фактором ухудшения здоровья школьников.

«Я сама, еще совсем недавно работая в школе, видела, что нагрузка на детей сильно увеличилась. У нас в принципе школьная учебная программа рассчитана на продвинутый уровень. Конечно, есть определенные нормы СанПиН, которые говорят о том, сколько каждая возрастная категория школьников должна проводить за выполнением домашнего задания и в школе. Но на деле даже младшеклассники вынуждены тратить большое количество времени на работу дома», - рассказала Ермоленко.

По нормам СанПиН, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять для первоклассников не более четырех уроков и раз в неделю не более пяти за счет урока физической культуры. Для обучающихся 2- 4-х классов - не более пяти  уроков, в 5-7 классах не более семи уроков в день, для остальных норма до восьми занятий.

При этом объем заданий на дом должен быть таким, чтобы время на его выполнение не превышало во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, а в 9-11 классах - до 3,5 часов.

«Я училась в советское время, и мы знали систему: если тебя спросили по истории сегодня, то еще неделю можешь не беспокоиться. А сейчас школьник должен быть готов каждый день. В этом году в марте ввели экзамены по всем предметам. Да, в виде контрольных и проверочных, которые, говорят, не повлияют на конечные оценки. Тем не менее, дети готовятся к ним. Я открыла у внука учебник истории и насчитала только в одном параграфе пятнадцать фамилий. И все их нужно запомнить. Это только история. Определенно, нагрузка возросла в разы», - подчеркивает Галина Жучкова.

По словам родителей, дети вынуждены тратить на домашние задания весь вечер.

«Я удивляюсь, сколько задают моей дочке в школе. По-моему, в школе все же нужно делать большую часть работы. При этом, все школы будут переводить в одну смену, чтобы освободить день школьника для дополнительных занятий. Какие дополнительные занятия, если с основными кое-как справляемся. А впереди еще самое страшное - ЕГЭ», - считает мама восьмиклассницы Татьяна Волкова.

Посещать дополнительные занятия хоть и не обязательно, но желательно для школьников.

«Допустим, если это занятия спортом, то да, ребенок чередует активность умственную с физической. А если это, допустим, рисование, вышивание? И так малоподвижный образ жизни в таком случае только усугубляется. Поэтому с одной стороны хорошо, что в школах введен третий урок физкультуры, но с другой, в общей массе это только дополнительная нагрузка», - отметила Марина Ермоленко.

 «Они всегда сидят: за компьютером, за партой, за мольбертом, за музыкальным инструментом, в машине, когда их родители везут в школу. Дети носят большие рюкзаки с тяжелыми учебниками. И, главное, мозг не отдыхает от большого потока информации. В итоге мы получаем нервных психованных детей», - подтверждает Денис Фуголь.

Нужна корректировка

Сегодня школьная программа требует корректировки. Так считают и родители, и педагоги. Для того, чтобы разгрузить детей можно расширить список предметов по выбору, а также уменьшить объем домашней работы.

«Я считаю, что программа должна быть скорректирована в целом. Потому что большое количество предметов, может быть, и нужно для жизни, но когда они становятся обязательными – это слишком много для детей. Конечно, есть базовые предметы -  математика, русский, физика, иностранные языки, например, без них нельзя. Но есть и те, которые могут быть факультативными», - считает Ермоленко.

Полезно не только для здоровья, но и для повышения продуктивности учебы менять виды деятельности на самом уроке.

«Опытный педагог всегда заметит, что ребенок «поплыл». Учитель в таком случае должен устраивать зарядки, делать упражнения, менять виды деятельности. У нас слишком много теории в ущерб практики», - говорит Галина Жучкова.

Рита Перегудова.

Фото Олега Укладова.

Оставить комментарий

На ваш email придет письмо с ссылкой для подтверждения комментария. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Комментарии: 1

Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.

Система образования не совершенна, это факт, она закладывает детям или комплекс превосходства, или комплекс неполноценности, нагрузки на здоровье влияют относительно, в основном причина в ПИТАНИИ!!! суррогатными, мертвыми, искусственными продуктами, организм детей и взрослых тоже не получает ежедневно 600 витаминов, минералов, аминокислот...это обязательно приведет к какому- то диагнозу... Картина примерно такова: 10% детей относительно здоровы, остальные больны и умственно отстают. А самое главное это- бедные педагоги не могут научить ребенка стать финансово свободным и в основном, образование 11 лет в школе+ лет 5-6 в институте или университете, дает профессию продавец- менеджер, 15-20000 руб в месяц. Чему учат? экономические кризисы повторяются и итог- бедность. Берегите себя, Земляки!

Система Orphus
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Наверх