Политика Общество Экономика Бизнес Происшествия Культура Спорт Наука О проекте Реклама

Экологически чистый маркетинг: какие продукты скрываются за наклейками об органичности?

Мода на здоровое питание в России набирает обороты. С ростом популярности и спроса на натуральные продукты в Барнауле начали открываться экорынки. До конца лета один из них откроется в ТРЦ «Европа», а второй – в ТРЦ «Весна». Поговаривают об открытии подобной ярмарки и новые владельцы здания Центрального рынка на Старом базаре.

В магазинах появилось множество товаров со значками «эко», «био», «organic». Действительно ли речь идет об экологически чистых продуктах? Или это просто маркетинговый ход?

Культ здоровой еды

В США и Европе культ здоровой еды появился около десяти лет назад. В 2015 году розничные продажи органических продуктов питания и напитков превысили 81 млрд долларов, или 4,5 трлн рублей, — это почти в четыре раза больше, чем было в 2000 году ($18 млрд), сообщает ТАСС со ссылкой на статистический обзор Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL) и IFOAM. 90% продаж экопродуктов приходятся сегодня на Северную Америку и Европу. Спрос постепенно растет и в странах Азии, Латинской Америки и Африки, но в основном в этих регионах производство пока ориентировано на экспорт.

В России формирование рынка экологически чистых продуктов только начинается, и пока он мал. Объем рынка, согласно последнему исследованию FiBL и IFOAM, пока остается низким и составляет всего 120 млн евро (около 7 млрд рублей), а потребление экопродуктов на душу населения — 0,8 евро (около 48 рублей). Между тем тенденция к росту по этим параметрам прослеживается и у нас. В 2015 году в РФ более 385 тыс. га сельхозземель были задействованы в производстве органической продукции. Страна вошла в десятку государств с самым большим ростом этого сектора, обогнав Филиппины, Италию и Мадагаскар.

При этом в зарубежных странах для того, чтобы присвоить продукту приставку «эко» или «органик», производители проходят серьезную сертификацию, позволяя специалистам исследовать конечный продукт, а также почву, в которой он выращен, воду, корма, которыми питались животные.

Справка «ПОЛИТСИБРУ»:

Органическими продуктами принято называть продукты, произведенные без применения пестицидов, нитратов, регуляторов роста, гормонов, искусственных пищевых добавок, ГМО. Экопродукты – это продукты, произведенные без нанесения вреда окружающей среде.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства и маркетинга Международного института экономики, менеджмента и информационных систем (МИЭМИС) АлтГУ Тамара Добрыднева рассказала «ПОЛИТСИБРУ», почему в России рынок экопродуктов не настолько развит.

«В России рынка органических продуктов, по сути, нет. Можно говорить только о начальном этапе его формирования. И здесь одна из главных проблем - отсутствие соответствующего законодательства. Закон о производстве органической продукции в РФ разрабатывается с 2002 года. Процесс идет тяжело и медленно. В 2013 год одна из его редакций была вынесена на обсуждение и вызвала широкий общественный резонанс. По мнению экспертного сообщества, законопроект содержал ряд ошибочных концептуальных положений, реализация которых привела бы, по сути, к невозможности развития органического сельского хозяйства, создала бы благоприятные условия для развития коррупции и недобросовестной конкуренции. Во многом, только благодаря консолидации усилий профессионального и экспертного сообщества законопроект был отправлен на доработку и до сегодняшнего дня находится на согласовании в различных ведомствах», - считает экономист.

Маркетинговый ход

В России пока нет нормативных актов и ведомств, регулирующих как маркировку экопродуктов, так и рынок в целом. Поэтому надписи на этикетках остаются на совести производителей. А среди них всегда найдутся недобросовестные предприниматели, которые могут воспользоваться отсутствием стандартов и регулятора. Именно поэтому многие покупатели считают, что наклейки «эко», био» и «organic» - это всего лишь маркетинговый ход. И, возможно, они правы.

Заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы АлтГУ Михаил Гундарин твердо уверен, что ни- чем иным, как маркетинговым ходом, это назвать нельзя.

«Этот маркетинговый ход нельзя назвать прямым обманом, потому что критерии отнесения к чистым, «зеленым» продуктам не определены. А пока критерии не определены, предприниматель для себя их может расширять, как угодно. Например, в западных стандартах четко сказано, что надо использовать при выращивании скота и продуктов», - рассказал Гундарин.

Он привел в пример халяльные (продукты, произведенные в соответствии с исламскими нормамии) и кашерные продукты (отвечающие требованиям еврейских законов об употреблении пищи). Как проверить, что эти продукты выращены в соответствии с нормами? Предприниматель должен предоставить сертификат. То же самое и с экологическими продуктами.

По мнению Гундарина, в России следовало бы создать определенное надзорное ведомство. Однако эксперт уверен, что в России этого не произойдет, потому что экологические продукты стоят дороже, а к этому потребитель не готов.

«Функцию надзорного ведомства и сертификацию могла бы взять на себя общественная организация, которая выдавала бы предпринимателям соответствующий сертификат. Комиссия должна выезжать на поля, смотреть, как выращиваются продукты, как содержится и кормится скот», - считает эксперт.

При этом лаборатории на рынках вряд ли смогли бы проверить продукт на экологичность в полной мере, ведь для этого нужно отслеживать весь путь его производства. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук (ИЭОПП СО РАН) Ольга Валиева это мнение не разделяет.

«Во-первых, проверить продукт всегда можно. Есть аналогичные лаборатории в Роспотребнадзоре. Во- вторых, рынок «эко», фермерских, дачных и прочих продуктов достаточно конкурентен. Не нравится одно, всегда можете переключиться на другое. Важно сохранять баланс интересов и конкурентную среду», - отметила она.

Хороший бизнес?

По мнению директора агентства недвижимости «Дом» Геннадия Малкова, вкладывать миллионы рублей в создание экорынков – невыгодный ход.

«Тема экорынков скоро умрет, она сейчас новая и востребованная, но людям просто пудрят мозги. Если эта тема настолько актуальна, то что мешает торговым сетям типа «Мария-Ра» и «Аникс» создавать у себя островки со специальными экологичными продуктами? И не надо создавать никаких рынков. Человек, который захочет купить экологичный продукт, просто пойдет в «Марию-Ра», подойдет к тому уголку, где экологический продукт, и не поедет ни на какую экоярмарку», - заявляет Малков.

Он также предположил, что, возможно, эта идея вскоре начнет действовать и тогда торговые сети станут настоящими конкурентами экорынкам. Именно поэтому экорынки ждет упадок, если их вовремя не перепрофилировать. По мнению Малкова, экопродукты – это некий обман покупателей, так как никаких контролирующих органов, проверяющих состав экопродукта и его происхождение, не создано.

К слову, в торговых сетях уже можно наткнуться на полки с надписью «Биопродукты». Именно такие есть в «Ашане». Над этими продуктами висит баннер с надписью «Биопродукты (или «органические», «эко») – продукты, выращенные в соответствии с нормами экологического контроля качества почвы и всех процессов производства, без использования химических и модифицированных компонентов».

Литр соевого молока можно приобрести за 144 рубля. Натуральный морковный сок объемом 500 миллилитров обойдет вам в 297 рублей. Всего 17 грамм органического черного молотого перца будут стоить 85 рублей. Уже по этим примерам мы можем судить, что стоимость биопродуктов значительно превышает стоимость обычных.

Кстати, производитель вышеупомянутого соевого молока в «Ашане» - Франция. Продукт имеет два сертификата. Что они обозначают? Знак AB используется строго на продукции растительного происхождения. В соответствии с этим знаком в продуктах должно содержаться не менее 95% органических компонентов. Товар производится и обрабатывается на территории Евросоюза. Маркой с листком обозначаются упаковки с органическими пищевыми продуктами, выращенными без применения химических удобрений. То есть можно быть уверенным, что эти продукты действительно «эко», «био» и далее по списку.

Но напомним, что насчет российских продуктов эту уверенность питать не стоит, так как в нашей стране подобной системы сертификации не введено. Как сообщает «Комсомольская правда», по оценкам экспертов, примерно 85% товаров, позиционирующих себя как «эко», такими не являются. Более того, согласно ГОСТу, в нашей стране приставка «эко» не означает, что продукт натуральный. Она всего лишь показывает, что при его производстве был снижен риск ущерба для природы. А вот звание «органик» - да, обязывает производителя не применять пестициды, удобрения, стимуляторы роста и прочую химию. Приставка «био» по ГОСТу может применяться только для молочных продуктов. И означает, что в них есть полезные пробиотики. А слово «фермерский» не значит вообще ничего, кроме указания на «крестьянское» происхождение.

О некоем лукавстве производителей экопродуктов говорит и один из инвесторов барнаульской экоярмарки ВДНХ Юрий Фриц.

«Я с особой осторожностью отношусь к эко-, и биотоварам у крупных производителей. Я не умаляю их достоинства, наверняка в этом направлении многое делается, но зачастую это просто маркетинговый ход. Экология – это то, что ближе к земле», - заключил бизнесмен.

По словам Тамары Добрыдневой, в России нет закона об органическом производстве, но вместе с тем в 2016 году введен ГОСТ по органической продукции. То есть государственный стандарт производства органической продукции в России существует, но в правовом вакууме. Проблема в том, что ГОСТ есть, но подтвердить, что продукция производится в соответствии с ним, может только официальный аккредитованный сертификатор. «На сегодняшний день, по-моему, определены только две компании. По национальным стандартам пока еще практически никто не сертифицирован. Вместе с тем в России существуют два частных органических стандарта, работающих по принципу системы добровольной сертификации.

Например, Стандарт «Листок жизни. Органик», разработанный Экологическим союзом Санкт-Петербурга, его сертификаты имеют около полусотни производителей», - отметила она.

 Добрыднева добавила, что сертификация - затратный, длительный процесс и производителю, работающему на внутреннем рынке, пока не интересен, дополнительную прибыль он ему не принесет. А пока российский потребитель не доверяет надписи на упаковке. Поэтому большинство российских производителей и пишут на упаковке «экологически чистый продукт» без всякой сертификации.

Олеся Пастухова.

Фото Олега Укладова.

Оставить комментарий

На ваш email придет письмо с ссылкой для подтверждения комментария. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Комментарии: 3

Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.

Поставлю твердую четверку за тему, за суть- 4 с минусом, за заголовок- три. Этот рынок практически свободный, а вернее, частично занят, потому что он противоположный существующему, который деградировал. Относительно хорошо соответствует стандарту рынок МЛМ или еще его называют СМ, иначе сетей не буднет, дурачить народ в СМ долго не возможно, ну, с год, потому что его Идея- шарантия качества, защита от подделок и возможность дохода, этап Идея считается лучшей системой предпринемательства,самым прогрессивным видом бизнеса, уникальной возможностью в истории человечества, кстати, о нем у вас ни слова, а пишите про экологически чистый маркетинг, чтобы заниматься этими бизнесами, нужно по состоянию сознания соответствовать. Почему рынок деградировал и завален суррогатами, искусственной, мертвой едой? потому что состояние сознания у бизнесменов физическое и психофизическое, психоДуховно развитые различают что такое хорошо, а что такое плохо. В вашем случае слова- экологически чистый маркетин

маркетинг нужно заключить в ковычки или считать это шуткой. Тема это важная, интересная, моя любимая, т.е. я в теме ЗОЖ. Что тапкое экологически чистые продукты лучше всего знают Святые или хотя бы те, кто интересуется натуротерапией, вы правы в том, что есть органические продукты и, кстати, есть 2 страны которые борются за 1 место в мире за эти продукты и дело тут даже не в цене, а в СОВЕСТИ, она есть или ее нет. Практика показала, что у нашего традиционного бизнеса СОВЕСТИ НЕТ, за исмключением единиц, психоДуховно развитых людей и как исключение, можно встретить там иногда и Духовно развитых, которые не могут себе позволить заниматься тем, чем большинство занимается. Экологически чистое лежит в другом месте, там экологически чистый денежный поток и можно встретить Бизнесменов- Ангелов. Берегите себя, Земляки!

Как только человек из животного в человеческом теле превратится в человека в человеческом теле у которого Совесть есть, все изменится, процесс этот длительный, потому что ключевая фраза: Измени себя и изменится мир. Из того что продают, питание, 70% не употребляю вообще, мимо прохожу и это меня не соблазняет, а люди едят систематически, поэтому сейчас даже относительно здоровых мало, мертвая, суррогатная, искусственная еда- это обязательно даст вам какой- нибудь диагноз, а здравоохранение не соответствует своему статусу, там ПРОФИЛАКТИКА в минусе.Так что человеку нужно научиться правильно выбирать продукты питания и не идти на поводу рекламы и деградированного бизнеса,искаженной реальности, невежества, пищевого террора. Берегите себя, Земляки!

Система Orphus
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Наверх