Политика Общество Экономика Бизнес Происшествия Культура Спорт Наука О проекте Реклама

Татьяна Зеленина рассказала о выходе алтайских продуктов на зарубежные рынки

Начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина рассказала о наиболее значимых отраслях пищевой промышленности, поставках продуктов в регионы страны, а также о перспективах наших производителей на зарубежном рынке.

Обо всем этом Татьяна Зеленина рассказала в ходе интернет-интервью, организатором которого стал информационный центр «Гарант», официальный представитель компании «Гарант» в Алтайском крае и Республике Алтай.

- Татьяна Алексеевна, какие отрасли пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности являются наиболее значимыми в промышленном производстве Алтайского края?

Первое, что необходимо отметить, это роль в целом пищевой и перерабатывающей промышленности в промышленном производстве края. Начиная с 2005 года отрасль имеет только положительные итоги развития. В результате доля пищевых продуктов в общем объеме промышленной продукции превысила одну треть и выросла до 36,3%. Это указывает на то, что результаты деятельности пищевой индустрии во многом определяют общие итоги промышленности края. В настоящее время она объединяет 22 отрасли, производство продуктов питания осуществляют 1900 предприятий. Немаловажный социальный аспект - в отрасли занято около 35 тысяч человек.

В пищевой и перерабатывающей промышленности ведущими являются как раз отрасли, связанные в наибольшей степени с переработкой сельскохозяйственного сырья. Это мясная, молочная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность и производство прочих пищевых продуктов. Последний вид деятельности наиболее крупный, так как он включает в себя еще ряд подотраслей: хлебопекарную, кондитерскую, макаронную, сахарную промышленность и производство комплексных пищевых добавок.

В целом на указанные отрасли приходится до 85% всех продуктов питания, производимых в крае. В то же время в крае набирает обороты масложировая отрасль - переработка масличного сырья.

- Алтайский край в плане обеспеченности продовольствием является профицитным регионом, поставляющим на рынок страны основные виды продуктов. Что поставляет наш край на рынок страны?

Агропромышленный комплекс Алтайского края со значительным избытком производит основные продукты питания, необходимые для удовлетворения потребности в них собственного населения, за исключением рыбопродуктов, фруктов и ягод, овощей и бахчевых.

Если исходить из численности населения края и рекомендуемых норм потребления продуктов, то производимые нами объемы продуктов питания позволяют поставлять за пределы региона следующее:

- хлебные продукты, которые включают в себя муку, крупы и бобовые, макаронные изделия, - до 85,5%;

- мясопродукты - 26,6%;

- сливочное масло - более 75 %, а сыры и сырные продукты - 80%.

- Натуральные, экологически чистые алтайские продукты питания известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Какая наша продукция пользуется наибольшим спросом на внешнем рынке, и как вы оцениваете перспективы наших производителей?

Алтайский край успешно и последовательно проводит политику импортозамещения и экспортной ориентации экономики в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.

Географическая структура экспорта региона обусловлена товарной специализацией (мука, крупа, зерновые хлопья, макаронные изделия, корма и кормовые добавки, масло растительное и т.д.) и территориальной близостью с Монголией, Казахстаном, Китаем и странами Средней Азии. Высокий интерес к алтайской продукции проявляет Япония, куда отгружаются значительные объемы зеленой непропаренной гречки и даже лузги, применяемой в производстве отделочных материалов и медицине.

По данным Сибирского таможенного управления, по итогам 10 месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года в несколько раз возросли отгрузки подсолнечного, соевого и рапсового масла (основные направления - Китай, Казахстан, Узбекистан, Монголия, Таджикистан и Афганистан). В 2,2 раза возрос экспорт муки, значительно возрос вывоз сыров в Монголию, Казахстан, Киргизию, а также водки, отправляемой в Нидерланды и США. Общая стоимость экспортированной пищевой продукции превысила 106 млн. долларов США, при этом более 44 % от данной суммы приходится на растительные масла.

Продукты переработки рыбы отгружаются в Германию, США и Казахстан, причем из 16,4 тонн экспортированного за январь-октябрь рыбного филе 15,8 тонн было отгружено в столь отдаленные Соединенные Штаты Америки.

Стабильно высоким спросом пользуется алтайский мед, широко востребованный у потребителей Польши, Китая, Беларуси и Казахстана.

Высококачественное алтайское мороженое пользуется спросом в Китае и Монголии, поставки в данные страны планомерно возрастают. По итогам 11 месяцев текущего года объем экспорта мороженого составил боле 265 тонн.

С целью стимулирования и вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность в 2013 году в Алтайском крае создан центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов предпринимательства.

Одним из приоритетных векторов развития на сегодняшний день является российско-китайское партнерство, и оно всесторонне поддерживается на высоком межправительственном уровне обеих стран.

- Алтайский край - один из регионов, который сумел наиболее эффективно использовать конкурентные преимущества при введении санкций. Владимир Путин 1 декабря этого года в ежегодном послании к Федеральному Собранию, говоря о ситуации после введения санкций и о сельхозпроизводителях, отметил, что «они не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться, да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно, конечно, воспользоваться по полной программе». Что, по вашему мнению, необходимо предпринять производителям, чтобы извлечь максимальную пользу?

Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны создали нашим производителям благоприятные условия для более активного и обширного импортозамещения. Российская экономика оказалась перед необходимостью за очень короткий срок совершить рывок в повышении конкурентоспособности своей продукции и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы.

Несомненно, это подстегнуло предпринимателей к расширению и модернизации производства. Именно сейчас у наших производителей появился шанс завоевать рынок. Для этого есть все: и природные ресурсы, и человеческий ресурс, и государственная поддержка, и временное отсутствие серьезных зарубежных конкурентов. Перед предпринимателями стоит несколько сложных, но выполнимых задач - техническая и технологическая модернизация производства, улучшение качества товаров, расширение объемов и ассортимента производимой продукции. Все это позволит удержать свои позиции на рынке при возвращении конкурентов из санкционного списка.

Беседу вела ведущий специалист по  внешним связям Елена Санталова.

С полным текстом интервью вы можете ознакомиться здесь.

Система Orphus
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Наверх