Наверх

Театральные страсти. Хроника скандалов в алтайской драме

Последние дни барнаульская пресса и общественность активно обсуждает очередной скандал вкруг Алтайского краевого театра драмы. Зритель усмотрел в спектакле «Остров Рикоту» попытку оскорбить чувства христиан и написал письмо губернатору, в котором попросил наказать всех причастных к постановке.

Впрочем, театр драмы за последние годы так часто становился центром различных скандалов, что этому многие уже не удивляются. А кое-кто и вовсе заявляет, что все происходящее в драме за последние пять лет – результат большого культурного кризиса не только на сцене, но и в крае вообще. Когда же все началось?

Точкой отсчета можно считать 2007 год и открытие здания театра после реконструкции, которая была проведена на средства краевого бюджета. Как сказал в интервью «ПОЛИТСИБРУ» в то время главный режиссер драмы Владимир Золотарь, очень логично, что, потратив 300 млн рублей на реконструкцию, власти стали выражать определенные требования к театру. Частыми стали рекомендации по переносу спектаклей («Войцек», «Плохие парни»), а также использование здания театра для проведения административных мероприятий.

Пожалуй, самым запоминающимся стал скандал вокруг спектакля «Войцек» по пьесе Бюхнера, который поставил  Владимир Золотарь. Постановка подверглась критике отвечающих за культуру краевых чиновников, которые посчитали ее «чернухой». В результате весной 2008 года Золотарь покинул алтайский драмтеатр и ушел работать главрежем в нижегородский ТЮЗ.

Впрочем, эпопея с «Войцеком» закончилась его триумфальной победой на «Сибирском транзите» и вручением Гран-при фестиваля. В январе 2009 года спектакль был выдвинут на национальную театральную премию «Золотая маска», причем во всех возможных пяти номинациях: спектакль большой формы, лучшая мужская (Александр Хряков) и женская роль (Наталья Макарова), работа режиссера (Владимир Золотарь), работа художника (Олег Головко). Актерский дуэт Хрякова и Макаровой, исполнителей главных ролей, был награжден специальной премией жюри.

Кроме того, режиссера обвиняли и в том, что из-за него не ведется омоложение труппы. «Золотарь строил в драмтеатре свой маленький театр, в котором было занято пять-шесть актеров. Он критически относился к выпускникам Алтайской государственной академии культуры и искусств и невысоко оценивал их профессиональную подготовку», - говорил в 2009 году к сожалению ныне покойный корифей алтайской сцены Дементий Паротиков.

По словам самого режиссера, он ушел «не столько из-за вмешательства чиновников в репертуарную политику, сколько из-за неспособности театра этому сопротивляться». «Театры и спектакли должны быть разными, и вернее было бы выбирать себе подходящие, а не пытаться все переделать по своему образу и подобию. <…> Мало того, людям почему-то доставляет огромное удовольствие публично трактовать поступки и намерения режиссера: это все, мол, просто способ обретения дешевой популярности, или это все для того, чтобы прикрыть собственную бездарность, и так далее. Мало кому приходят в голову вещи, по-моему, достаточно очевидные: что «это все» так, потому что режиссер так чувствует и так дышит, и что за «этим всем» стоит море сомнений, терзаний и адов труд. Удивительно и то, что каждый готов учить тому, каким должен быть театр «на самом деле». <…>  Откуда же такое презрение к нашей профессии, что тот же инженер с удовольствием учит нас, как ставить спектакли? Я думаю, что дело тут не в провинции. Просто у нас принято не уважать своих. Вот привез бы МХТ подобный спектакль, и никому бы в голову не пришло говорить о «чернухе» и «порнухе», - говорил Золотарь, комментируя свой уход.

После увольнения Золотаря об отставке просил и директор драмы Владимир Мордвинов, проработавший директором театра 13 лет. Тогда ему отказали. Но в сентябре 2009-го он все же покинул драму, написав заявление об увольнении «по собственному желанию».

Меньше чем через месяц Мордвинова заменил, пожалуй, самый скандальный директор театра за всю современную историю театрального дела на Алтае, Сергей Медный. А в марте 2010 в драму пришел новый главреж – Роман Феодори (Ильин), поставивший спектакль «Мамаша Кураж», который получил спецпремию «Золотой маски».

За два года «правления» Медный прославился бесчисленными скандалами с режиссерами и труппой театра драмы. Одним из самых известных стал инцидент со спектаклем «До свидания, мальчики» всемирно известного режиссера Романа Виктюка, в котором Медный самовольно делал замены актеров. Прославился Медный и тем, что пообещал уволить ведущих актеров из-за того, что они просили отменить спектакль в день похорон Дементия Паротикова.

Именноо из-за стиля руководства Сергея Медного из театра уволились ведущие актеры Александр Сизиков и Виталий Махов, а также завлит театра драмы, известный театральный деятель Ирина Свободная.

Апофеозом стало то, что впервые в истории Алтайского отделения Союза театральных деятелей России Сергей Медный единогласно был исключен из его рядов.

В 2011 году актеры дважды выразили вотум недоверия директору и главрежу театра. Коллектив заявил, что не желает больше терпеть стиль руководства обоих начальников. Сергея Медного и Романа Феодори обвиняли в хамстве, систематическом попирании достоинства подчиненных и неумении работать с творческими людьми. В сентябре 2011-го театр покинул Роман Феодори, он перешел работать в красноярский ТЮЗ.  А через месяц закончился срок контракта с Сергеем Медным, который решили не продлевать из-за постоянных конфликтов с коллективом театра.

Директорское кресло в барнаульской драме заняла Любовь Березина. А в августе 2012 года на должность главного режиссера пригласили Илью Ротенберга.

Новому руководству театра сразу же пришлось решать серьезные вопросы с кадрами: накануне нового театрального сезона стало известно, что барнаульские зрители больше не увидят на сцене драмы актрис Елену Кайзер и Наталью Розанову, актерскую пару Ольги и Виктора Буяновых. Все артисты перешли на работу в Красноярский ТЮЗ. Значимой потерей для барнаульского театра стал уход Юрия Рябцева, исполнявшего главную роль в спектакле «Блудный сын».Кроме того, еще в конце мая из театра ушла одна из самых ярких актрис, исполнительница роли Мамаши Кураж - Елена Половинкина.

Очередное скандальное упоминание в прессе театр драмы получил уже зимой. На этот раз причиной тому стали краевые чиновники, которые рекомендовали исправить текст постановки Павла Южакова «Кто поедет в Новый год?». Так, в краевом управлении по образованию и молодежной политике не понравились фразы «старая уродина», «пойду в школу ОБЖ преподавать», «откуда вас понакатило столько?». Кроме того, недоработанными, по мнению чиновников, оказались образы богатырей и концовка спектакля.

В конце концов, с претензиями к театру выступил простой горожанин. Некий Евгений Холодов обвинил создателей спектакля «Остров Рикоту» в богохульстве и потребовал от губернатора расправы над всеми имеющими к постановке отношение. Ротенберг в свою очередь высказался на этот счет на своей странице «Вконтакте», где назвал все происходящее с театрами в Алтайском крае «невиданным трэшем». «Хамство, грязь, дрязги, вмешательство властей, самодурство, нищета театральных актеров (и это при полных-то залах), цензура. Все приезжающие сюда режиссеры поливаются грязью. Я-то думал, почему общественность так смиренно все это воспринимает. А вот она, общественность-то… Брошу все это к чертовой матери», - заявил в сердцах режиссер.

На все высказывания Ильи Ротенберга уже нашлось немало откликов.  Кто-то защищает главрежа и театр, а кое-кто рекомендует ему прямо сейчас «бросить все к чертовой матери», раз не по нраву критика.

Вопрос только в одном: очередной режиссер уедет, а кто останется? И с чем в очередной раз останется многострадальная драма?

  • Нравится

Новости партнеров

Комментариев: 5

Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в комментариях к материалам.

  1. Грамотная подборка. Но не отражена здесь руководящая и направляющая рука управления по культуре. Хотелось бы продолжения: что делали и чего не сделали, хотя надо было сделать, г-н Ломакин и г-жа Безрукова? Хоть раз они встатили на защиту театра, артистов?

  2. Медный был Фигурой. И его запомнят. Он прекрасно разбирался в людях и играл на их слабостях. И размах у него был огромный. А нынешнего директора запомнят?
    Золотарь и Феодори - очень талантливые режиссеры, но они изначально перелетные птицы - первый из-за страсти к одной теме, второй из-за нежелания контактировать с труппой актеров и решать их проблемы. Что поделать - гении. Зато их и вспоминают сейчас добрым словом, хотя тогда ругали.
    Творческие люди - как барышни на выданье - пока кавалер им предложение делает - личико кривят, а как скроется за горизонтом - тоскуют и вздыхают.

  3. Театр был, есть и будет...Меняется только "рабочая сила" -НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ...К кормушке на глав пост , на главные роли найдется гениальная замена , вот и возня вся из -за смен властей, потерь притягивающих мест, а о содержании , наличие высокодуховных мыслей в постановках мало кто думает, некогда

  4. Сегодня комиссия Общественной палаты города Барнаула по вопросам социальной
    политики рассматривала вопросы культуры, образования, здравоохранения,
    молодежной политики.
    Я и ещё один помошник депутата АКЗС Разина А.А. присутствовали на этом
    заседании. Ввиду многочисленных обращений граждан в общественную приёмную
    депутата,мы предложили провести общественную дискуссию на тему растущего
    вмешательства РПЦ в светское общество, что является нарушением Конституции РФ.
    Теперь слово за Общественной палатой.

  5. господа, которыце по разные стороны баррикад.я простая горожанка, ходившая в театр как на праздник, последние годы туда не хожу, потому что раньше мы ходили на спектакли и за хорошим настроением, а теперь просто ХОДИМ вТЕАТР, ну, как, например, на обязательный медосмотр: вроде и посетил врачей, но они поставили от метку в карточке, не удосужившись даже осмотреть т ебя. ибо медосмотр для формальности. благодаря скандалам, склокам, выяснениям отношений и прочаа...как то забыли о главном, о зритетеле. пардон, какого хрена мне надо знать провсе эти скандалы и выяснения отношений!!!!!!!!за каким фигом выносится вся эта грязь и смакуется, смакуется, смакуется.блин, было одно место, не запачканное грязью, и то отняли у рядовых зрителей. прошу пардону за резкость слога, стыдно, господа, что довели до такого состояния рядовую горожанку

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика