Политика Общество Экономика Бизнес Происшествия Культура Спорт Наука О проекте Реклама

«Наружка» требует перемен. Почему предпринимателей в Барнауле заставляют снимать вывески?

«Наружка» требует перемен

Утвержденные в конце 2017 года Барнаульской гордумой новые правила размещения и содержания наружной рекламы в городе внесли смуту в работу предпринимателей. С какими проблемами им пришлось столкнуться, почему закон называют «сырым», и как его собираются доводить до нужной кондиции, выяснял «ПОЛИТСИБРУ».

Выход за рамки

Прежде всего, в новом документе впервые установлен предельно допустимый размер вывески — 1 квадратный метр, а все, что выходит за эти рамки, считается информационной конструкцией. В результате у предпринимателей возникает вопрос по законности размещения ранее согласованных вывесок — по правилам от 2015 года.

«Многие предприниматели уже согласовали вывеску ранее, до принятия правил 2017 года, и их размер не был как-то ограничен, например, мог быть 2 метра на 1 метр. Формально они согласованы, однако по новым правилам практически 95% таких вывесок считаются уже информационными конструкциями», — отметил председатель комитета по законодательству и праву при Алтайской ТПП, директор юридического агентства «Дело» Виталий Шляков.

При этом, по его словам, остается непонятным, как правильно считать размер вывески? Понятно, если это плоская конструкция, но что делать, если буквы навесные? Считать размер по периметру всей конструкции или просчитывать габариты каждой буквы и затем все суммировать? В законе это не поясняется.

Юрист отмечает, что вывеска не является рекламой, ведь рекламная конструкция призывает к покупке, получению услуги, причем рекламной информация признается размещенная не на территории места нахождения компании. Следовательно, привлекать к ответственности предпринимателей за нарушение ФЗ «О рекламе» оснований, вроде, нет.Тем более, что закон обратной силы не имеет.Однако несоответствие большинства вывесок новым правилам налицо.

Кстати, нарушение ФЗ «О рекламе» чревато серьезными штрафами: до полумиллиона рублей.

Логотип или декоративный элемент?

Есть и другие недопонимания. Размещение товарного знака, логотипа не допускается на информационной конструкции. В то же время в правилах прописано, что информационная конструкция может состоять из информационного поля (текстовая часть) и декоративно-художественного элемента. То есть, это разрешается, а товарный знак — нет.

«У меня как у юриста возникает некоторое ощущение противоречивости. Кто-то прошел полугодовую-годовую регистрацию товарного знака, затратил на это деньги, и пользоваться им ему нельзя, а у кого-то просто есть декоративно-художественный элемент. Надо более расширенно в правилах указать, как трактовать это последнее понятие. Ведь если он ограничен только фантазией, то она у всех разная, а чувство вкуса присуще далеко не всем», — сказал Виталий Шляков.

Он подчеркнул, что законодательством предусмотрено право регистрации компанией логотипа и товарного знака, то есть некая форма индивидуализации бизнеса. Поэтому для юристов кажется странным, что в случае с информационными конструкциями это право не находит своего отражения.

Сырой и консервативный

Новые правила размещения «наружки» были встречены непониманием как в предпринимательском сообществе, так и среди рекламистов. По словам председателя правления Алтайского союза предпринимателей Юрия Фрица, документ 2017 года получился консервативным. Он заметно отличается от того, что обсуждалось рабочей группой при комитете по строительству, архитектуре и развитию Барнаула еще до его выпуска.

«Практически весь 2017 год мы потратили на многочисленные переговоры. В них в том числе участвовали представители рекламного сообщества и Алтайский союз предпринимателей. Мы считали, что фактически согласовали все положения правил, однако на выходе получили документ заметно более консервативный, чем тот, который обсуждался. Для нас это было удивительно. В нем совершенно не нашлось описания решения вопроса по вывескам. На сегодняшний день предприниматели не имеют возможности на фасаде своего магазина прорекламировать себя, объявить о скидках, об акциях, и так далее», — заметил Фриц.

По его мнению, городская администрация не до конца понимает, что наружная реклама — это серьезный потенциал пополнения бюджета.

«Реклама — неотъемлемая часть продвижения товаров и услуг в развитии предпринимательства. Мы не претендуем на то, чтобы реклама была в исторической части города. Предприниматели — люди здравомыслящие, понимают, что к исторической части нужно относиться бережно. Но деловая часть города имеет право на то, чтобы в ней размещалась реклама. Мы не должны превращаться в город-музей. Всегда торговый город славился своими предпринимателями и своим отношением к бизнесу», — считает Юрий Фриц.

Председатель Союза рекламистов Барнаула, директор РА «Дельфин» Валерий Зырянов высказался категорически против нововведений.

«На наш взгляд это абсолютно сырой, непродуманный документ, тема которого, по большому счету, была высосана из пальца. Есть федеральный закон, где четко определено понятие вывески. То, что городская администрация загнала вывески в рамки не более одного квадратного метра, во-первых, противоречит федеральному закону. Во-вторых, на мой взгляд, она абсолютно подменяет понятие «вывеска» и «режим работы», — отметил Зырянов.

Он напомнил, что предыдущим постановлением, которое было принято в 2015 году, администрация полностью запретила размещение рекламы на фасадах. Теперь же власти попросту начали выкручиваться, «изобретая всякие информационные конструкции».

«На наш взгляд, есть общепонятные два определения — вывеска и реклама. Не надо было ничего нового придумывать. Вывеска не должна противоречить федеральному закону о предпринимательской деятельности, а реклама — федеральному закону о рекламе соответственно. Согласование вывески должно носить чисто уведомительный характер, когда предприниматель направляет в районную администрацию соответствующее письмо, и все. А вот рекламу надо согласовывать по всем правилам, платить за нее госпошлину в 5 тысяч, и так далее», — пояснил специалист.

Он добавил, что сейчас у предпринимателей нет абсолютного понимания правил согласования вывесок. В городе много сетевиков — федеральных компаний, юристы которых находятся в Москве. Они ориентируются на федеральные правила размещения наружной рекламы либо вывесок, в которых нет никаких ограничений по квадратуре.

Хромая на обе ноги

На круглом столе в Алтайской торгово-промышленной палате зампредседателя комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Сергей Боженко заявил, что ситуация не устраивает не только предпринимателей, но и часть администрации города.

«Мы с вами находимся не в чистом поле, а в городе, который застраивался 300 лет, и уже лет 30 забивается всевозможной так называемой рекламой и какими-то подобными вещами. Я вам как архитектор, как художник могу сознаться: меня лично тексты этих документов вполне не устраивают. У меня есть свое видение. Наш комитет подготовил новый проект этого документа, и он сейчас ходит внутри администрации города. В поисках истины, а мы с вами впервые занимаемся этой проблемой, мы идем, спотыкаясь, хромая на обе ноги, но мы движемся в правильную сторону», — заметил Боженко.

По словам главного архитектора города, есть вещи, которые формально соответствуют требованиям, но в эстетическом смысле «нулевые». В новом тексте документа он предлагает учесть вопросы подсветки и крепления на фасаде, прописать, что информационная конструкция — это всегда объемный объект.

При коррекции документа также будут учтены требования ФАС. Юристы ведомства уже направили в городской комитет по архитектуре свои пояснения по ряду спорных моментов.

К примеру, в соответствии с антимонопольным законодательством, к рекламной информации не относятся конструкции со сведениями, распространение которых является для юридического лица обязательным по закону или обычаям делового оборота.

Также не являются рекламой сведения о режиме работы, реализуемом товаре и другая информация для потребителя, если она размещена в месте реализации товаров или оказания услуг. При этом конструкция с наименованием организации вне места ее нахождения является рекламной, поскольку привлекает внимание к объекту рекламирования.

При этом какая именно информация для потребителя не является рекламой, а какая является? И что может быть отнесено к понятию «обычая делового оборота», а что нет? На данный момент из комментариев ведомств это, к сожалению, непонятно.

Пути решения

Для того чтобы разобраться в этой путанице, предприниматели предложили воссоздать Художественный совет Барнаула. Однако Сергей Боженко высказался категорически против этой идеи.

«В начале 90-ых годов существовал Художественный совет, в который входил я, как главный архитектор города, а также руководители крупнейших рекламных фирм. В то время во главе рекламных компаний стояли профессиональные художники. Тогда вопросов с агрессивной рекламой вообще не возникало, потому что рекламы было мало, и все решения принимались этими профессиональными художниками. Постепенно их выдавили с постов, и на их место пришли люди более прагматичные. Тогда и началась вакханалия, потому что руководители рекламных фирм напрямую зависели от заказчиков, которые не всегда имели художественное образование, поэтому город был сильно испорчен. Следы этой порчи мы видим до сих пор на стенах наших фасадов», — отметил главный архитектор города.

По его мнению, в нынешней ситуации просто никто не будет прислушиваться к мнению членов этой организации, да и они сами волей-неволей будут заинтересованы в том или ином заказе.

«К сожалению, я это вижу на примере еще более серьезной структуры, такой как Градостроительный совет Барнаула. Как бы я его ни вычищал, ни привлекал профессионалов, не получается. Ржавчина появляется и там», — признался Боженко.

В результате работу над новой редакцией документа решено продолжить в рамках рабочей группы при комитете по архитектуре, в которую войдут и предприниматели города. Остается только надеяться, что на этот раз все пробелы предыдущих правил будут разумно заполнены, и новый документ исключит недопонимания между властью и бизнесом. Ведь что написано пером…

Читайте также: Бизнес негодует: Власти Барнаула начали кампанию по зачистке вывесок с фасадов зданий

В мэрии Барнаула объяснили «массовую зачистку» города от вывесок

Дарина Белоусова.

Фото Дарины Белоусовой, Алтайской торгово-промышленной палаты.

Оставить комментарий

На ваш email придет письмо с ссылкой для подтверждения комментария. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Нажимая на кнопку Вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Система Orphus
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Наверх