Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Время наводить мосты. Что мешает двум Алтаям совместно развивать туризм?

Алтайский край и Республика Алтай взяли курс на объединение сил в сфере туризма, но в отношениях близких соседей еще чувствуется напряжение, считают представители отрасли. Что мешает двум регионам создать полноценный туристический продукт, а не перетягивать одеяло, «ПОЛИТСИБРУ» спросил у экспертов.

В 2019 году между двумя Алтаями обещают начать строить мост. Он пройдет через Катунь в районе села Платово и станет еще одним в прямом смысле связующим звеном между регионами. Туристам, которые собираются отдыхать в Белокурихе, ближе и удобнее всего было бы добираться до места через аэропорт Горно-Алтайска и Платовский мост, считает глава республики Александр Бердников.

Как отметил в разговоре с «ПОЛИТСИБРУ» президент Ассоциации туристских организаций Республики Алтай Сергей Зяблицкий, транспортный вопрос – один из первых во взаимодействии, поскольку туроператоры уже сейчас в своей работе используют ресурсы обоих регионов.

«Ассоциации туристских организаций Республики Алтай и Алтайская региональная ассоциация туризма в принципе созданы одними и теми же людьми и сотрудничают достаточно тесно. Тот же трансфер без Барнаула не организовать. Да, есть куча проблем: какие-то решаются успешно, какие-то менее успешно. Но опыт - это вещь очень хорошая. К примеру, мы посмотрели, как решается в Барнауле вопрос с подготовкой и аттестацией кадров в сфере туризма. Я увидел положительные моменты, идет взаимный обмен опытом», - рассказал Зяблицкий.

По мнению эксперта, если какие-то препятствия в отношениях двух регионов и есть, то создаются они явно искусственно. Эту точку зрения поддерживает журналист «Новостей Горного Алтая» Виктор Самойлов. Он считает, что конкуренция между регионами не совсем здоровая, а сотрудничеству мешают бюрократические нюансы.

«Что касается сотрудничества между органами власти, то здесь ситуация несколько сложнее, поскольку каждому губернатору, каждому главе района хочется записать себе побольше плюсов, и здесь есть поле для не совсем здоровой конкуренции. Могут возникнуть сложности и в вопросах распределения бюджета – не припомню примеров эффективного межрегионального взаимодействия, не подкрепленного федеральным финансированием. Чисто бюрократически чиновникам проще работать в рамках одного региона», - отметил журналист.

И действительно, изучая этот вопрос, создается впечатление, что развитие взаимовыгодного сотрудничества мешает только чиновникам. Потому что другие участники процесса только выиграют от этого.

Самойлов утверждает, что бизнес обоих регионов сотрудничает в сфере туризма, не особенно-то разделяя себя по административно-территориальному принципу. Есть бизнесмены, которым принадлежат туробъекты или агентства в двух регионах.

«В этом смысле органам власти просто следует не мешать этому взаимодействию, не выстраивать дополнительные барьеры», - считает журналист.

Директор барнаульской турфирмы «Плот» Александр Смирнов отмечает, что на тех же туристических выставках можно было выступать единым стендом. По его словам, многие туристы даже не разделяют республику и край, и, путешествуя по Алтаю, не подозревают, что пересекают административную границу.

«Гораздо проще было бы объединить усилия и продвигать Алтай, как единое целое. Включая в туристические маршруты объекты и республики, туроператоры будут больше продавать, соответственно, краевой бюджет только выиграет, налоги-то мы платим здесь. У нас нет таких объектов, которые есть в республике: всем известных магнитов, как гора Белуха, плато Укок и других, которые у всех на слуху. Я считаю, нельзя зацикливаться только на турпродукте Алтайского края. То же относится и к Республике Алтай. У нас есть «Малое золотое кольцо Алтая» и «Большое кольцо», но ведь оно может стать супер большим, если к нему добавить такой «вкусный» кусочек республики. И этого не стоит бояться. В таком сотрудничестве я вижу одни только плюсы», - уверен Смирнов.

К слову, власти обоих регионов называют примерно одинаковые цифры турпотока – порядка 2 млн человек в год, при этом Алтайский край тратит на стенды для выставок в разы больше. Об этом подробнее читайте в материале «ПОЛИТСИБРУ»: При одинаковом турпотоке два Алтая тратят несопоставимые деньги за участие в выставках

Эксперты отмечают, что и на уровне администраций ощущается своеобразное потепление, но у двух субъектов до сих пор нет единой стратегии развития в сфере развития туризма, а она могла бы быть. И главным связующим звеном в ней может стать сам турист, который приезжает не в республику или край, а на АЛТАЙ, чтобы получить заряд положительных эмоций.

Фото Олега Укладова.