Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Почему алтайский Дед Медвед проигрывает кузбасскому Йети?

На днях из Шерегеша вернулась эксперт по туризму «Сибирской медиагруппы», журналист «Комсомольской правды» – Барнаул» Анна Адамайтес. И поделилась впечатлением о визитной карточке Шерегеша – Йети, сравнив его с алтайским Дедом Медведом.

Выходец из народа

Ездила в Шерегеш с понятной целью – покататься на горных лыжах. Понравилось здесь многое, но меня как эксперта по туризму больше всего впечатлило, как кузбассовцы умело подхватили и растиражировали бренд Йети. Образ снежного человека здесь повсюду: в названиях кафе, на магнитах, футболках, на этикетках травяных чаев, на рекламе, есть даже музей Йети и Йети-парк. Скульптуры снежного человека стоят у каждого уважающего себя туристического комплекса или даже бани. Как вы понимаете, туристы с удовольствием фотографируются рядом с ними и распространяют эти фото в Сети, тем самым бесплатно рекламируя курорт.

Легенда о Йети на определенном уровне всегда жила в умах местного населения. Например, в мифах древних шорцев о Лесном человеке или у телеутов, которые рассказывали о вечно молодом сироте, живущем в горах. Потом о снежном человеке заговорили туристы, которые якобы встречали его в тайге, а одного из них даже когда-то спасли, вытащив из реки.

Йети за миллион

Однако с особым энтузиазмом о существовании Йети заговорили после 2009 года, когда под патронажем губернатора Кемеровской области Амана Тулеевасостоялась экспедиция, которая якобы доказала существование снежного человека на территории Шерегеша. Так, по крайней мере, писали местные СМИ. Если мне не изменяет память, тогда нашли чьи-то испражнения. Их сочли нечеловеческими, но очень похожими на оные. То, что речь тогда шла, извините, про какашки, уже никто и не помнит, а вот то, что существование Йети практически доказано – в памяти народа осталось. Потому что это классный миф, согласитесь. И главное – практически невыдуманный. По крайней мере, исходящий из внутренней потребности самих людей.

Плюс ко всему – Тулеев пообещал миллион тому, кто приведет к нему в кабинет снежного человека. Он, кстати, в принципе любит подобные жесты – пообещать большой подарок за какую-нибудь интересную чепуху. И дарить ничего в итоге не надо, и народ помнит про его щедрость. В общем, подхватилась возрожденная легенда на «ура». Теперь вместе с открытием лыжного сезона на кемеровском курорте туристы отмечают еще и День Йети, а снежный человек стал визитной карточкой курорта.

Секретный объект Медвед

А теперь о грустном. О туристическом символе Барнаула, который нам пытаются навязать свыше. Вы спросите, как можно сравнивать Шерегеш и Барнаул? Вот и я думаю – как? Между тем, нам уже не первый год внушают, что столица края с чего-то вдруг должна стать туристическим городом. Но чем именно она заинтересует приезжих – до сих пор не ясно. Чтобы посмотреть на лестницу в Нагорный парк? Или пройтись по пустынной Мало-Тобольской? Вряд ли. Между тем, напомню, эти объекты относятся к основным в туркластере «Барнаул – горнозаводской город», в который вложены сотни миллионов бюджетных средств. Пока же, несмотря на потраченные миллионы, сами барнаульцы не особо знают, куда им податься в свободное время, не говоря уже о заезжих туристах.

Деду Медведу, боюсь, уготована такая же судьба – туристический символ почит вместе с идеей найти туризм на месте Барнаула. Потому что, во-первых, образ этот навязан людям искусственно и фактически насильно (вспомните волну негодования после выпуска клипа о нем). Во-вторых, его появление никак исторически не обосновано. Ну не ходил у нас Медвед по улицам в трудные для людей времена! В-третьих, не может быть туристического символа там, где нет туризма.

И еще, мне думается, разрабатывая новый бренд, нужно хотя бы немного прислушиваться к людям, к тому, что они любят, о чем говорят. Например, в столице края прекрасно прижилась легенда о том, что Барнаул – столица мира. Так почему бы не взять готовое и любимое народом, как это сделали в Кемеровской области?

Кстати

1 млн. рублей – общий фонд гранта главы администрации Барнаула на разработку продуктов для притяжения туристов в 2017 году. Включает 6 пунктов. Один из них - видеоклип «Легенда о Деде Медведе».

Сколько мэрия потратила на разработку образа Деда Медведа и создание легенды о нем, редакции «КП» выяснить так и не удалось. Напомню, прокуратура Барнаула вынесла представление главе города Сергею Дугину в связи с тем, что его пресс-служба проигнорировала запрос редакции.

Мы пытались узнать, во сколько обошлась бюджету разработка бренда о Деде Медведе, ее идейный замысел и пр. Пресс-служба мэрии несколько месяцев избегала общения с «КП», после чего мы были вынуждены обратиться в прокуратуру. Видимо, эта информация не предназначена для широкого круга лиц.

Читайте больше материалов о кузбасском Йети здесь

Фото Олега Укладова и Анны Адамайтес.