Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Аграрии Алтайского края продолжают продавать зерно в убыток

По словам фермеров Алтайского края, ситуация с ценами на зерно не меняется. Как рассказал «ПОЛИТСИБРУ» глава крестьянского хозяйства в Ключевском районе Александр Гуков, в Казахстан зерно сейчас можно продать за 5,3 тысячи рублей за тонну. При этом себестоимость составляет 6 тысяч, и аграрии вынуждены продавать урожай в убыток.

«Кому-то кредиты гасить, у кого-то безвыходное положение. А так я всегда советую половину продавать, половину на хранение», - говорит Гуков.

Глава крестьянского фермерского хозяйства в Топчихинском районе Олег Горлов отмечает, что за зерно третьего класса с высокой клейковиной еще готовы давать выше семи тысяч рублей, поскольку на рынке его уже практически нет - основную часть фермеры продали осенью.

Интервенции не помогут

По словам Александра Гукова, речь об интервенциях по-прежнему идет, но элеваторы заполнены зерном прошлых лет, новое просто некуда закладывать.

«Надо же было подсуетиться  и зерно реализовать до уборки урожая. Похоже, в правительстве никто этим не занимается. В европейской части России ситуация-то неплохая – 10 тыс. рублей за тонну. Это их устраивает», - говорит Гуков.

А вот Олег Горлов в выгоду от интервенций и вовсе не верит из-за того, что ими занимаются крупные мелькомбинаты. Условия, которые они выставляют по приемке, хранению и отгрузке просто съедают выгоду от интервенций.

«Что касается хранения зерна на элеваторе, то это очень дорого. На своих площадях хранить, конечно, почти бесплатно. Но надо, во-первых, хранить сухое зерно, а, во-вторых, хранилище еще надо построить», - отмечает Горлов.

Транспортные проблемы

На ситуацию, по мнению фермеров, могло бы повлиять серьезное субсидирование железнодорожных перевозок. РЖД предоставило скидки на перевозку зерна, но не всем регионам. К примеру, в списке есть Новосибирская область, но нет Алтайского края. Да и размеры этих скидок не очень радуют аграриев.

«Значительная скидка, я считаю, когда хотя бы 60% транспортных расходов покрывает государство. Разные регионы получили разный размер скидки, но больше 20% не дали никому. И мы в результате никак не можем конкурировать…  Если в Краснодаре зерно на КамАЗе можно довести до порта, то нам надо преодолеть 5 тысяч километров… До Москвы отправить вагон мне стоит 140 тысяч», - рассказывает Горлов.

Кстати, на цену влияет не только расстояние. Во-первых, спецвагоны грузят только на элеваторах. С аграриев при этом берут плату за приемку зерна, погрузку и другие услуги. Во-вторых, дополнительные услуги существуют и у РЖД, отдельно оплачивается постановка тормозного башмака, перевод стрелки, промывка вагонов и т.д.

«Тариф им запретили повышать, а вот эту муть всю вводят. От этих дополнительных услуг не откажешься. Как можно груз перевезти, не переводя стрелки? Переводить стрелки - это же их работа», - недоумевает Гуков.

Также фермеры в один голос говорят о том, что на данный момент существует дефицит спецвагонов.

Государственный контроль

Александр Гуков считает, что его хозяйству удалось выжить и успешно провести уборочную кампанию только благодаря наличию альтернативных культур, которые были проданы за хорошую цену. Речь идет про чечевицу, подсолнечник и просо. Но цены на них тоже скачут.

«На просо, к примеру, цена сейчас нормальная, дают десять рублей, а раньше пять давали. Кому-то руководить процессом надо. Так нельзя. То пшеницы много насеяли, то семечки, то проса, а завтра и чечевицу никто брать не будет», - говорит фермер.

По его мнению, нельзя рассчитывать на то, что рынок сам все расставит. Именно из-за такого отношения и возникла текущая ситуация. Гуков считает, что проблему могли бы решить корректировки со стороны государства.

Кстати, об этом же в предновогоднем интервью телекомпании «Наши новости» говорил чрезвычайный и полномочный посол России в Белоруссии, бывший губернатор Алтайского края Александр Суриков. Он считает, что как в промышленности, так и в сельском хозяйстве государство должно помогать бизнесу, указывать цели и контролировать.

«Не может каждый колхозник выйти на мировой рынок со своими 200 - 500 тоннами зерна. Ведь был «Агропрод», который аккумулировал на себя зерно, закупал и продавал. В Алтайском крае сотни сельхозпроизводителей и каждый хочет свой кулек зерна продать. Не бывает так», - сказал Суриков.

Справка «ПОЛИТСИБРУ»

ГУП «Алтайагропрод» было создано в 1997 году. Эта управляющая компания являлась госзаказчиком по обеспечению сельхозпроизводителей материальными ресурсами, в том числе через субсидирование во время весенне-полевых и уборочных работ. Договорные отношения с ней были у 1,2 тыс. сельхозпредприятий.

Проблемы у предприятия начались после смены власти в регионе. В 2007 году в СМИ начали появляться публикации о том, что отношение администрации и участников рынка к идее «Алтайагропрода» и централизованной реализации зерна остается настороженным.

В 2008-2009 годах Счетной палатой была зафиксирована убыточная деятельность ГУПа. А в 2015 году «Алтайагропрод» направил заявление в Арбитражный суд Алтайского края с требованием признать себя банкротом.